Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Школа будущего

Алена Аршинова:  “Главное — научить не пересказу параграфа или решению примеров из учебника, а решению возникающих жизненных задач. В этом и заключается компетенция”.Школа будущего Актуально

Алена Аршинова: “Главное — научить не пересказу параграфа или решению примеров из учебника, а решению возникающих жизненных задач. В этом и заключается компетенция”.

Надежда ДМИТРИЕВАШкола будущего Актуально

Надежда ДМИТРИЕВА

Альбина ЭНДЮСЬКИНАШкола будущего Актуально

Альбина ЭНДЮСЬКИНА


0

О том, в какую сторону движется школьное образование в России, “Граням” рассказала заместитель председателя комитета по образованию Госдумы РФ Алена АРШИНОВА.

— Школы в России разные: есть маленькие и крупные, город­ские и сельские, старые и суперсовременные... Госдума РФ и Мин­обрнауки России нацелены на то, чтобы вне зависимости от территориально-экономических и климатиче­ских условий ребенок получал гарантированно качественное образование, чтобы условия обучения были комфорт­ными, а школа оборудована всем необходимым.
— Именно с этой целью в Чувашии около десяти лет назад появились так называемые кустовые школы — ресурсные центры. Детей в них стали подвозить на школьных автобусах и оснастили эти учебные заведения уже тогда суперсовременным оборудованием.
— Действительно, в республике сделано многое. Чувашия всегда была передовым регионом и никогда не занимала выжидательную позицию. Сама решала проблемы с нехваткой мест в детских садах, вошла в качестве пилотного региона в эксперимент с ЕГЭ.
Это дало республике определенные преимущества. Впоследствии большинство регионов еще только привыкало к ЕГЭ, а Чувашия чув­ствовала себя в этом режиме вполне комфорт­но и транслировала свой опыт на всю Россию.  
— Проблема второй смены актуальна для всей России?
— Конечно. Порядка 17 тысяч школьников учатся в России в третью смену, почти 2 млн  — во вторую. К 2025 году количество школьников по прогнозам увеличится на 3,5 млн человек.
Необходимо решить эту проблему, на что нужны порядка 3 трлн рублей из федерального и региональных бюджетов. К этому же 2025 году надо ввести 4,5 млн новых школьных мест. На 2016 год только в федеральном бюджете на эти цели зарезервировано 50 млрд рублей.
— Не за счет уплотнения классов?
— Я категорически против подобной идеи. Но понимаю, что в текущих условиях этого трудно избежать.
Основные усилия по созданию новых мест в школах будут связаны со строительством и реконструкцией школ. С 2016 года начала дей­ствовать соответствующая программа. Она предусматривает софинансирование: около 1 трлн рублей из региональных бюджетов и 2 трлн — из федерального.
— Что такое “Российская электронная школа”?
— Это проект, который позволит получить общее образование полностью или частично  с использованием дистанционного обучения и электронных технологий. Программа полностью заработает к 2020 году, когда в нее будут загружены все школьные образовательные курсы. Радует, что обратиться к ним смогут не только школьники, но и взрослые.
— Требования к учителю также изменятся?
— Уже принят профессиональный образовательный стандарт педагога. Он в полной мере начнет действовать с 2017 года. Среди требований стандарта: готовность работать с любыми группами детей, обеспечивать их внеурочную деятельность, владение психологическими знаниями и иностранным языком.
К сожалению, в работе учителей сегодня много бюрократических моментов, от них нужно уходить, как и от тотального контроля деятельности педагога. Педагогу нужно больше доверять.
Сами уроки также изменятся, планируется уход от классно-урочной системы. Идея “перевернутых классов” подразумевает, что видеоурок ребенок посмотрит дома, а в классе или на других практических площадках пройдет обсуждение новой темы и выполнение заданий.
Ребенок должен получать больше практических навыков, поэтому должно быть больше интерактива и новых форм получения навыков и знаний. Такой и должна быть школа будущего.

справка “Граней”

30 школ будет построено в Чувашии за десять лет.
8 школ возведено за последние пять лет.
1 школу начали строить в 2015 году.
2 школы планируется возвести в 2016 году.

КОММЕНТАРИИ

Приоритет государственной политики

Надежда ДМИТРИЕВА, заместитель министра образования и молодежной политики Чувашской Республики:
— По поручению Главы Чувашской Республики министерство подготовило изменения в государ­ственную программу ЧР “Развитие образования” на 2012-2020 годы в части утверждения списка строительства (реконструкции), капитального ремонта школ, которые имеют степень износа более 50 процентов.
В программу будет включен отдельный раздел по модернизации инфраструктуры сельских школ в целях создания в них современных условий, соответствующих санитарным и гигиениче­ским требованиям, введения энергосберегающих технологий.
В настоящее время 65 учреждений (14 проц. от общего числа) не имеют теплых туалетов, 164 (35 проц.) требуют замены оконных блоков, в 174 (50 проц.) необходимо модернизировать котельное оборудование.
Альбина ЭНДЮСЬКИНА, директор МБУ “Центр мониторинга образования Новочебоксарска”:
— Алена Аршинова в очередной раз подтвердила, что государство уделяет сфере образования особое внимание. Это приоритет государственной политики.
Преобразования в отрасли имеют системный и комплексный характер. Столько всего произошло за последние 15 лет! В первую очередь масштабное обновление материальной базы.
Революционные преобразования произошли и в содержательной части. Вступил в силу новый закон об образовании. Разработаны федеральные государственные стандарты. Мы перешли на новую систему оплаты труда педагогов и подушевую систему финансирования школ. Все и не перечислить.
Если смотреть на ситуацию в этом ключе, то в описываемом Аленой Игоревной будущем нет ничего удивительного. Осталось лишь шаг за шагом реализовать эти планы.
Александр МАТВЕЕВ, депутат городского Собрания, директор школы № 20:
— С полной ответственностью заявляю: в течение ближайших пяти лет нам понадобится новая школа в Юракове. Скорее всего, в 9-м микрорайоне, она, кстати, там и запланирована.
Что касается электронных учебников, то сегодня один планшет может заменить в портфеле ученика целую стопку книг. Это весьма перспективное направление развития.
Еще одна тема, которая зацепила, — необходимость освободить учителя от бумажной волокиты. Тема давно назрела, думаю, педагогическое сообщество привет­ствует это известие.

  • Алена Аршинова:  “Главное — научить не пересказу параграфа или решению примеров из учебника, а решению возникающих жизненных задач. В этом и заключается компетенция”.
  • Надежда ДМИТРИЕВА
  • Альбина ЭНДЮСЬКИНА