Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Плати, как мне удобно, или Вон из автобуса

Плати, как мне удобно, или Вон из автобуса

Плати, как мне удобно, или Вон из автобуса


0

С завидной регулярностью, не реже раза в месяц, российские газеты пестрят заголовками наподобие “Водитель высадил ребенка за неоплаченный проезд”. 

Каждый такой случай вызывает грандиозный общественный резонанс. И понятно почему: помимо нарушения закона, принятого в 2021 году и запрещающего высаживать из общественного транспорта детей до 16 лет, которые едут без сопровождения взрослых (кстати, за нарушение водителю автобуса грозит штраф в 5 тысяч рублей, а перевозчику — от 20 до 30 тысяч. — Примечание автора), это еще и выглядит как абсолютное безразличие к жизни ребенка.

И если с высадкой детей законодательно всё понятно, то как же дело обстоит со взрослой “жертвой обстоятельств”?


  • Ехал в Новочебоксарск на пригородном маршрутном автобусе. Как и всегда, хотел оплатить проезд безналичным способом, но водитель сказал, что терминала нет и оплата возможна только наличными. Денег при себе не было, и меня высадили на ближайшей остановке. Законно ли это? Георгий Иванович

Отметим сразу, что время инцидента, госномер автобуса и номер маршрута мы знаем, а также нам известно, что будущие водители и кондукторы проходят инструктажи по культуре обслуживания пассажиров, по соблюдению графиков и схеме движения маршрута, правил посадки и высадки пассажиров, оказания первой медицинской помощи, их учат строго соблюдать правила дорожного движения и антитеррористические меры.

В случае нарушений сотрудники приглашаются на дисциплинарную комиссию, где им могут вынести предупреждение, замечание, выговор, лишить премии, отстранить от работы или даже уволить.


Закон федеральный

Правила пассажироперевозок городского транспорта регулируются как федеральным, так и региональным законодательством. При этом в части обязанностей перевозчика действует Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а в части обязанностей пассажиров — Закон “О защите прав потребителей”.

Когда пассажир садится в транспорт, он автоматически соглашается на публичную оферту — договор перевозки на общеизвестных условиях: оплатил и доехал до нужного пункта. Правила перевозок могут несколько отличаться на региональном уровне, но больше это касается, например, размера или формы оплаты. Фундаментальные правила устанавливаются все же на федеральном уровне.

Нововведения о недопущении высадки пассажиров до 16 лет могут провоцировать в том числе сознательную неоплату проезда подростками. Для профилактики злоупотребления законом можно взять на вооружение практику Санкт-Петербурга: если юный пассажир утверждает, что у него нет денег на проезд, твердо зная, что его не могут за это высадить, то его везут до конечной остановки, куда вызывают полицию и родителей.


На усмотрение водителя

Ситуации со взрослыми пассажирами не так однозначны, как случаи с несовершеннолетними. Высадят ли взрослого при неработающем терминале или его отсутствии, зависит от ряда факторов. И вот здесь начинается самое интересное. 

Во-первых, превысила ли выручка у перевозчика 20 миллионов рублей за предыдущий год? 

Во-вторых, карта какой платежной системы использовалась при оплате, “Мир” или другой. 

В Законе “О защите прав потребителей”, который устанавливает обязанность оплаты, говорится, что если выручка организации за предыдущий год превысила 20 миллионов рублей, то она должна обеспечить возможность оплаты с использованием национальных платежных инструментов, а это наличные деньги и карты “Мир”. При этом если не работает интернет, то обязанность оплаты отпадает и пассажир едет бесплатно. Важно, что все другие банков­ские карты не могут быть вменены в обязанность, так как они — дополнительная услуга.

Если же выручка у перевозчика ниже 20 миллионов, то у него вообще нет обязанности принимать оплату картой. И в этом случае, если терминал не работает или отсутствует, а наличных денег у взрослого пассажира нет, его могут высадить. 

Получается, что пассажир сам обязан озаботиться тем, чтобы оплатить проезд. Перевозчик наличную оплату принимает всегда. 

Стоит отметить, что несовершеннолетних однозначно нельзя высаживать, если они едут без сопровождения взрослого. А вот если с ребенком едет сопровождающий и не может или не хочет платить за ребенка, закон позволяет высадить обоих.


ЕТК — решение?

Немного иная ситуация с транспортной картой. Она, по сути, является уже оплаченной поездкой, и кондукторы ведут лишь учет поездок. Правило высадки за неуплату при неработающем валидаторе тут вообще неприменимо.

Получается, что пассажир вправе оплатить проезд как наличным, так и безналичным способом. Причем безналичный включает банковскую, транспортную карту и другие способы оплаты с функцией NFC. В случае, когда какой-то способ оплаты вдруг окажется недоступным, пассажир обязан оплатить проезд другим способом.

Спорным с точки зрения закона также является момент неравноценности наличного и безналичного способов оплаты. В части закона о защите прав по­требителей такого быть не должно, потому что запрещено устанавливать в отношении одного и того же вида товара, работы и услуг различные цены в зависимости от способа их оплаты.


ОБРАЩАЙТЕСЬ

Телефон единого консультационного центра Роспотребнадзора: 8-800-555-49-43.

Горячая линия Роспотребнадзора по Чувашии — 58-27-27.


  • croppedImg_727020401.jpeg