Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Пешие прогулки снова в тренде?

Источник данных: официальные прайс-листы производителей или дистрибьюторов по состоянию на май 2023 года без учета скидок, специальных предложений и дилерских накруток.Пешие прогулки снова в тренде? Утилизационный сбор

Источник данных: официальные прайс-листы производителей или дистрибьюторов по состоянию на май 2023 года без учета скидок, специальных предложений и дилерских накруток.

Заместитель главного редактора авторитетного журнала “За рулем” Никита ГУДКОВ.Пешие прогулки снова в тренде? Утилизационный сбор

Заместитель главного редактора авторитетного журнала “За рулем” Никита ГУДКОВ.

Автоэксперт Владимир БЕСПАЛОВ.Пешие прогулки снова в тренде? Утилизационный сбор

Автоэксперт Владимир БЕСПАЛОВ.


0

В России грядет очередное повышение стоимости автомобилей, спровоцированное двумя факторами: обесцениванием рубля и одновременным увеличением утилизационных сборов, на котором еще в июне настаивали в “АвтоВАЗе”.

Грядущие повышения наслаиваются на рекордный уровень цен, при котором нишу до 1 миллиона рублей целиком заполнили две устаревшие модели “АвтоВАЗа”­ — Granta и Niva Legend. И судя по всему, скоро машин дешевле миллиона вообще не останется.
В Минпромторге считают, что рост утильсбора не приведет к росту цен на отечественные автомобили, их сдержат программы господдержки отрасли, направленные на перезапуск простаивающих площадок, наращивание объемов производства и развитие собственной компонентной базы, на стимулирование спроса.
“Представители отрасли продолжат придерживаться принципов ведения ответственной ценовой политики. Повышение сбора при этом повысит инвестпривлекательность локализации автопроизводства в России для партнеров из дружественных стран”, — говорится в сообщении ведомства.
На самом же деле компенсация утильсбора была предусмотрена и раньше, но касалась она лишь местных производителей, то есть “АвтоВАЗа”, УАЗа, КамАЗа, а также иностранных сборщиков, которые подписали с правительством специальный инвестиционный контракт. Сегодня из зарубежных производителей СПИК подписал только завод “Haval” в Тульской области.
Есть и еще один важный нюанс: льготная ставка утильсбора для физлиц (3,4-5,2 тыс. рублей) будет действовать только при частном ввозе автомобиля. Если же его выставят на продажу в течение года после ввоза, нужно будет доплатить разницу с полной ставкой. Это осложнит параллельный импорт.
“Всё в совокупности создает условия для ощутимого скачка цен. На мой взгляд, даже осени ждать не придется. Цена будет зависеть от марки и от того, импортный автомобиль или локальной сборки, но диапазон увеличения я бы спрогнозировал в районе 10-20%”, — говорит заместитель главного редактора авторитетного журнала “За рулем” Никита ГУДКОВ.

Иномарки только в мечтах
В последний раз ставки сбора повышали в 2020 году на 46% для автомобилей с двигателем объемом до 1 л и на 145% для машин с двигателем от 3,5 л. Сбор на самые массовые легковые машины с мотором 1 л вырос тогда на 112%.
“Предприятие всецело поддерживает новую индексацию утильсбора. Эта мера — важный шаг для стимулирования инвестиций в национальное производство автомобилей и автокомпонентов. Многотысячный коллектив “АвтоВАЗа” благодарит Правительство страны, Минпромторг, губернатора Самарской области Дмитрия Азарова за поддержку, подготовку и принятие этого крайне своевременного решения. Мы также благодарны Совету Федерации и лично Валентине Матвиенко за важную роль в принятии изменений”, — говорят в пресс-службе “АвтоВАЗа”.
Представители автоконцерна утверждают, что эта мера не по­влияет на ценовую политику компании в связи с высокой локализацией всех автомобилей Lada и позволит создавать новые привлекательные модели для российского и экспортного рынков.
“Решение позволит сохранить более 1 млн рабочих мест в российском автопроме и компонентной отрасли, приведет к трансферу технологий и развитию компетенций в индустрии”, — добавили в пресс-службе предприятия.

Рынок отходит от шока
Что касается повышения утильсбора на 120 тысяч для автомобилей среднего класса, автоэксперты считают, что, с точки зрения потребителей, логики в этом шаге нет и он продиктован лишь интересами российских производителей.
“Денег всё меньше, машины всё дороже, обновление автопарка стагнирует, и даже на уровень продаж 2019-го или 2021-го мы в этом году не выйдем. И тут вспоминаются слова Президента России Владимира Путина, когда он в декабре 2022 года давал поручение Правительству разобраться с задранными ценами на автомобили. Получается, всё это просто проигнорировано”, — комментирует Никита Гудков.
Автоэксперт Владимир БЕСПАЛОВ, напротив, считает, что индексация утильсбора — здравая мера в рамках комплексного подхода по стимулированию локализации производства в России.
“Рынок постепенно восстанавливается, — говорит он. — Необходимо переориентироваться с насыщения рынка на повышение локализации производства”.
Стоит отметить, что в первом полугодии 2023-го авторынок России продолжал медленно восстанавливаться после прошлогоднего шока. Так, продажи автомобилей, по данным “Автостата”, превысили 510 тыс. единиц, из которых более 401 тыс. — это легковой сегмент. В годовом выражении продажи прибавили 17%.


СПРАВКА

Утилизационный сбор — это, скорее, аналог таможенных пошлин. В России он был введен в 2012 году, когда появилась необходимость в снижении ввозных пошлин, и сбор компенсировал их практически в прямой пропорции. Его величина зависит от типа транспорта (легковой, коммерческий), от объема мотора, а также от того, кто ввозит, — физическое или юридическое лицо.
Для легкового авторынка наиболее значимым является тариф для автомобилей с объемом двигателя от 1 до 2 литров, ввозимых юрлицами. Сейчас ставка такого утильсбора составляет 178,4 тыс. рублей. В июне “АвтоВАЗ” как раз просил ее поднять на 70%, то есть до 300 тысяч рублей. Таким образом, только утильсбор добавит к цене средней иномарки не менее 120 тыс. рублей.


  • Источник данных: официальные прайс-листы производителей или дистрибьюторов по состоянию на май 2023 года без учета скидок, специальных предложений и дилерских накруток.
  • Заместитель главного редактора авторитетного журнала “За рулем” Никита ГУДКОВ.
  • Автоэксперт Владимир БЕСПАЛОВ.