Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Наталия Данилова: С каждым ребенком удивляюсь снова и снова

Медицинский психолог Новочебоксарского медицинского центра Наталия Данилова. Фото Максима БОБРОВАНаталия Данилова: С каждым ребенком удивляюсь снова и снова Мамам и папам Говорит психолог

Медицинский психолог Новочебоксарского медицинского центра Наталия Данилова. Фото Максима БОБРОВА


0

Несколько недель назад “Грани” провели круглый стол, посвященный взаимоотношениям родителей и детей. Послесловием стало обещание вернуться к теме и рассмотреть ее с разных сторон, представленных специалистами — участниками круглого стола. Первая встреча — с медицинским психологом Новочебоксарского медицинского центра Наталией Даниловой — состоялась на днях.

И начали мы ее с вопроса: “А обязательно ли вообще обращаться к психологу? Может, проблема сама собой рассосется?” В ответ Наталия Михайловна привела пример с обычной бельевой резинкой. Чем дольше ждешь, тем она сильнее растягивается и в итоге сильнее ударит. Многие проблемы проще и быстрее решить в самом начале, пока они еще не приняли угрожающих размеров.
— Каким образом к вам попадают юные пациенты?   
— Чаще всего на консультацию к психологу направляют другие специалисты: педиатр, детский эндокринолог, невропатолог или даже окулист. Поводы могут быть различными. Например, ребенок часто болеет. Со многими школами Новочебоксарска у нас выстроено взаимодействие, когда на прием к медицинскому психологу направляет психолог школьный.
Иногда тревогу начинают бить сами родители: сына или дочь не узнать, ребенок стал неуправляемым, упрямым, стал хуже учиться.
Возможно, дело ограничится единичной консультацией. Иногда требуется более детальная психодиагностика. Тогда в течение примерно пяти сеансов проводим тесты. Маленькие дети приходят с родителями, начиная с 6-го класса возможно самостоятельное посещение. Ребятам старше 12 лет я сообщаю результаты тестирования и советую индивидуально, с родителями беседую отдельно. Папам и мамам даю рекомендации, как понять и как общаться с подростком, ему же — как строить отношения с окружающим миром.
— С кем больше работает медицинский психолог, с детьми или их родителями?
— И с теми, и с другими. Невозможно затронуть одну сторону, а другую оставить в неведении.
— Сегодня любую информацию можно найти в Интернете. Как вы относитесь к тому, что родители приходят с диагнозом, который они поставили своему чаду сами?     
— Это двоякая ситуация. С одной стороны, хорошо, что родители интересуются, читают психологическую литературу, общаются на форумах, пытаются разобраться в проблеме. С другой, каждая ситуация индивидуальна, каждая личность неповторима. При всей похожести какие-то обстоятельства могут изменить всю картину, и выводы нужно делать уже другие, поэтому помощь специалиста все же необходима.  
Работаю 24 года и порой думаю, что уже не буду ничему удивляться. А нет, с каждым ребенком удивляюсь снова и снова.
— Бывает, что вы не можете помочь?
— Конечно, медицинский психолог не всемогущ. Однако я могу понять, когда одной словесной психокоррекции уже недостаточно и требуется помощь, например, психотерапевта, назначение лекарственных препаратов. Бояться этого не стоит, специалисты у нас хорошие. С 1992 года действует закон о психиатрической службе, по которому права пациентов защищены, и никто на них косо не посмотрит. “Не навреди” — принцип, который со­блюдается строго.   
— Часто в практике встречаетесь с излишней опекой над ребенком?
— Это просто бич сегодняшнего времени. Спрашиваю шестилетнего “подготовишку” в детском саду: “А что ты по дому делаешь?” “Кушаю и играю”, — отвечает. “А спишь где?” — “С мамой”. А должен бы отдельно, на своей кровати, которую дошкольник умел бы уже сам заправлять.
Такой инфантилизм приводит к тому, что вырастают сначала подростки, а потом и мужчины, которые ничего не умеют и во всем полагаются на маму.
Если папы и мамы не заполняют душу своего ребенка общими интересами, семейными традициями и увлечениями, то “само по себе” в ней может завестись только то, что транслирует в Интернете тот же “Тик-Ток”. Раньше ругали телевидение, мол, развращает новое поколение. Сейчас и телевизор молодежь практически не смотрит, а проблема только усугубилась.  
— Что же тогда делать? С чего начинать воспитание?
— Принесли младенца из роддома, и для него уже очень важны руки и голос родителей, поэтому пойте ему колыбельные, разговаривайте с ним. Очень важны взаимоотношения родителей, не повышают ли они голос друг на друга, спокойная ли в доме обстановка. Все это младенец впитывает, что называется, с молоком матери.
С ранних лет читайте ребенку сказки. Это первые представления о добре и зле, которые получает малыш.
— Нужно ли учить самостоятельности и как?
— Если в три года ребенок вызывается помыть с вами посуду, поддержите его. Пусть неумело, пусть вымокнув с головы до ног, но он получит первый опыт, осознает, что и он приносит пользу. Радость от совместного труда невозможно переоценить для развития личности. Это не кратковременное удовольствие от обладания новой вещью, которое быстро проходит и насыщения так и не наступает. Радость от плодотворного труда при должном подходе будет сопровождать человека в течение всей его жизни и приносить ему удовлетворение.
— Почему некоторые современные школьники целиком погружаются в смартфон?
— Ну, представьте себе. В семье все плохо, сплошные конф­ликты, друзей нет, увлечений тоже, вот он и уходит в виртуальный мир. Это способ защиты, ухода от реальности. Нужно показать ему альтернативу, другой мир, реальный и прекрасный.    
— Знаю, вы часто выступаете в школах перед ребятами с лекциями. О чем говорите?
— Для каждого возраста разработаны свои темы. В 6 и 7 классах это конфликты и способы выхода из сложных ситуаций, в 8 и 9 классах говорю об эмоциях и их роли в жизни человека, со старшеклассниками беседую о психологии добрачных отношений (первая влюбленность и любовь). Все лекции согласованы с Мин­здравом республики, никакой отсебятины не допускается.
— Какой совет вы дали бы детям?
— Всем школьникам всегда рекомендую: если вы заботитесь о своем здоровье и периодически проверяетесь у стоматолога, терапевта, то хотя бы однажды посетите и психолога. Случается, возникшую проблему человек считает неважной, другую ерундовой. Потом эта “ерунда” накапливается и в итоге приводит к взрыву.

— А родители? На что нужно обратить внимание им?

— Если подросток жалуется на головные боли (особенно в затылочной части), голово­кружения, ощущения сдавливания и тисков — это повод для тревоги.
Второе — боли в спине. Шейно-плечевой синдром может свидетельствовать об усталости или неблагополучии в эмоционально-волевой сфере. Ощущения сдавленности, комка в горле, жалобы на покалывание или сдавливание в области сердца, на боли и покалывание в животе, на расстройство желудочно-кишечного тракта также нельзя игнорировать.
Это необязательно может быть депрессия, но даже если речь идет об обычной болезни, ее нельзя оставлять без внимания.
Также должны насторожить раздражительность, плаксивость подростка, потеря интереса ко всему, что раньше радовало его. Пора бить в набат, если вы слышите от него “я никому не нужен”, “никто меня не любит”.
— Сложно ли попасть с ребенком к медицинскому психологу?
— У нас в Новочебоксарском медицинском центре два таких специалиста. Кроме меня, это Ангелина Леонидовна Семенова. Записаться к ней или ко мне можно через портал госуслуг.
Можно также записаться через регистратуру детской больницы или женской консультации. В случае срочной необходимости приходите на прием. По понедельникам, средам и пятницам с 8.00 до 16.00, по четвергам с 12.00 до 19.00.

P.S. Следующую встречу мы планируем провести с начальником отдела психолого-педагогического сопровождения Центра мониторинга образования Новочебоксарска Ольгой Павловной ПАШКОВСКОЙ. Свои вопросы ей папы и мамы, бабушки и дедушки могут прислать на sergeev@grani21.ru.

  • Медицинский психолог Новочебоксарского медицинского центра Наталия Данилова. Фото Максима БОБРОВА