Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Почините мне ребенка. Поговорим о цифровой зависимости у дошкольников

С малых лет дети садятся за стол только с мультфильмами. Такое простое решение проблемы с детским питанием радует молодых родителей. Но какими будут последствия? Лучше создайте в семье традицию совместных ужинов с живым общением и эмоциями.Почините мне ребенка. Поговорим о цифровой зависимости у дошкольников Мамам и папам

С малых лет дети садятся за стол только с мультфильмами. Такое простое решение проблемы с детским питанием радует молодых родителей. Но какими будут последствия? Лучше создайте в семье традицию совместных ужинов с живым общением и эмоциями.

Ежедневное “залипание” в гаджетах ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться убеждать, уступать, мириться, делиться, ребенок проводит время один на один со своим электронным другомПочините мне ребенка. Поговорим о цифровой зависимости у дошкольников Мамам и папам

Ежедневное “залипание” в гаджетах ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться убеждать, уступать, мириться, делиться, ребенок проводит время один на один со своим электронным другом

Почините мне ребенка. Поговорим о цифровой зависимости у дошкольников Мамам и папам

Почините мне ребенка. Поговорим о цифровой зависимости у дошкольников

Воспитатель новочебоксарского детского сада № 43 Ирина АРХИПОВА. Почините мне ребенка. Поговорим о цифровой зависимости у дошкольников Мамам и папам

Воспитатель новочебоксарского детского сада № 43 Ирина АРХИПОВА.

Воспитатель того же детсада Валентина МАКСИМОВАПочините мне ребенка. Поговорим о цифровой зависимости у дошкольников Мамам и папам

Воспитатель того же детсада Валентина МАКСИМОВА

Клинический психолог Анна МОЛЛЕГАРД.Почините мне ребенка. Поговорим о цифровой зависимости у дошкольников Мамам и папам

Клинический психолог Анна МОЛЛЕГАРД.


0

Однажды я стала свидетелем того, как девочка пяти-шести лет устроила скандал на улице. “Ей четыре года, и у нее уже есть свой телефон. Так почему же вы мне до сих пор не подарили?” Чувство несправедливости так гложило девочку, что родители не знали, как ее успокоить. Влияние телефона на нашу жизнь трудно переоценить. И у молодых родителей возникает множество вопросов. Как сделать времяпре­провождение ребенка за гаджетом безопасным? В каком возрасте лучше покупать такую игрушку своему чаду? Как не допустить зависимости? Обо всем по порядку.

Да, телефоны прочно вошли в нашу жизнь. Они заменили походы в магазин, общение с друзьями, упростили оформление документов, для многих являются основным инструментом в работе. Скорее всего, в будущем их функционал еще больше возрастет. Меняется мир, и мы стараемся от него не отставать. Но, несмотря на все преимущества технического прогресса, существует и обратная сторона — зависимость от телефона. И ей подвержены в первую очередь дети.
Согласно проведенному нами опросу (респондентами стали около 400 молодых родителей), лишь в единичных случаях ребенок дошкольного возраста совсем не интересуется гаджетом. Большинство детей (92%) в возрасте от одного года имеют доступ к телефону: играют в игры, сидят в интернете, смотрят видео, мультфильмы.
Сама по себе зависимость от гаджетов — это не что иное, как их неконтролируемое использование, злоупотребление, которое способно привести к ухудшению психического и физического состояния человека, а также негативно отразиться на его социальной жизни.

Подумайте о здоровье
При постоянном взаимодей­ствии с гаджетами можно испортить зрение, ведь человеческий глаз по своей структуре не рассчитан на такие нагрузки. Согласно нормам, разработанным специалистами Московского государственного центра психолого-медико-социального сопровождения, работа семилетнего ребенка за экраном компьютера или телефона без вреда для зрения может составлять 30 минут в день (для дошкольников и того меньше).
Около 40% родителей стараются соблюдать это ограничение. Такое же количество родителей признаются, что ребенок может просидеть в телефоне до 60 минут. 20% детей дошкольного и младшего школьного возраста проводят перед экраном два-три часа в сутки. Но что страшнее всего, некоторые дети не имеют ограничений и проводят за телефоном четыре часа, а то и больше.

Среди сверстников
“Таким детям всё время скучно. Обычные игры им неинтересны, игрушки их не привлекают. Они сложнее идут на контакт с ровесниками, не могут взаимодействовать друг с другом, проявляют агрессию, — рассказывает воспитатель новочебоксарского детского сада № 43 Ирина АРХИПОВА. — Когда моим воспитанникам исполнилось по пять-шесть лет, мы столкнулись с тем, что дети стали приносить в детский сад телефоны. Они уверяли родителей: “Он просто полежит в шкафчике”. Но, улучив момент, брали гаджет, прятались в каком-нибудь укромном уголочке и играли. Чаще всего такое поведение наблюдается после летних каникул или длинных выходных. Такое ощущение складывается, что дома дети предоставлены сами себе”.
“В телефоне всё красочно, ярко, интересно, конечно, их будет туда тянуть. Отсюда слабая концентрация внимания: постоянно приходится заинтересовывать в игре, увлекать, — добавляет воспитатель того же детсада Валентина МАКСИМОВА. — У таких детей слабо развито воображение. Готовая картинка в телефоне обо всем говорит и показывает, не требует дополнения. А всё то, что будоражит и развивает фантазию, особенно сказки, чтение книг вслух, современным детям практически незнакомо. А ведь воображение — это высшая психическая функция.
Я могу понять родителей. Они устают на работе. Приходят домой, а надо еще убраться, приготовить ужин. Ребенок требует внимания, капризничает. Они включают ему мультики, дают поиграть в компьютерные игры или посидеть в телефоне. Дети к этому привыкают.
Один папа у нас приводил ребенка в детский сад, включал ему мультик и сам его переодевал. Довольно распространенный случай, когда родители стимулируют ребенка принимать пищу за просмотром мультфильма, что в будущем может вызвать расстройство пищевого поведения”.

О личных границах
“О пагубном влиянии телефона мы можем говорить тогда, когда ребенок перестает выполнять те или иные функциональные задачи: он плохо учится, не может есть без мультфильма, перестает общаться с друзьями, не хочет выходить на улицу, ничем не интересуется.
И эту зависимость с ранних лет формируют сами родители. Телефон только тогда хорошая вещь, когда вы умеете им пользоваться. Для взрослых он выступает источником информации, инструментом для учебы или работы. Для ребенка же телефон становится в первую очередь игрушкой.
Еще одна причина зависимости — отсутствие личных границ в семье. Достаточно распространенный случай, когда дети имеют доступ к телефону мамы и папы. Я не за то, чтобы родители прятали его. Я за то, чтобы ребенок не брал телефон родителя, потому что это его личная вещь”, — говорит клинический психолог Анна МОЛЛЕГАРД.
Некоторые родители решили вопрос “личных границ”, купив ребенку гаджет: в ходе опроса выяснилось, что треть детей дошкольного возраста уже имеют свой телефон. Среди детей от года до двух лет — каждый десятый. К четырем годам смартфон есть у каждого пятого ребенка, к шести — у каждого третьего. В первый класс почти все дети уже идут со своими мобильными телефонами.

Виртуальность или реальность
“Сделав такой подарок ребенку, сразу договоритесь о временных рамках, — советует Анна Моллегард. — Ни в коем случае не наказывайте изъятием телефона. Демонстрация силы не может привести ни к чему хорошему, тем более к близким и доверительным отношениям с детьми.
Если контролировать ребенка, необоснованно ему что-то запрещать, блокировать приложения, то он будет находить обходные пути, начнет вас обманывать. Научитесь интересоваться жизнью ребенка: чем он занимается, какие у него интересы, о чем он думает.
Если вас что-то беспокоит, открыто скажите об этом ребенку: “Я заметил, что ты очень часто используешь телефон. Я переживаю, что это может пойти тебе во вред”. Послушайте, что он вам ответит.
Запомните, что телефон для ребенка — это виртуальный, иллюзорный мир. Иллюзия удовольствия, общения, познавательной деятельности. Если вы хотите ограничить времяпрепровождение ребенка в телефоне, то найдите, чем можете заменить это. Покажите на своем примере, что кроме смартфона и интернета есть масса вещей, способных разнообразить повседневную жизнь. Покажите себе и вашим детям, что реальная жизнь может быть ярче и интереснее, чем виртуальная”.

  • С малых лет дети садятся за стол только с мультфильмами. Такое простое решение проблемы с детским питанием радует молодых родителей. Но какими будут последствия? Лучше создайте в семье традицию совместных ужинов с живым общением и эмоциями.
  • Ежедневное “залипание” в гаджетах ведет к социальной дезадаптации. Вместо того чтобы общаться со своими сверстниками и через различные ситуации учиться убеждать, уступать, мириться, делиться, ребенок проводит время один на один со своим электронным другом
  • 2022-11-12-11.jpg
  • Воспитатель новочебоксарского детского сада № 43 Ирина АРХИПОВА.
  • Воспитатель того же детсада Валентина МАКСИМОВА
  • Клинический психолог Анна МОЛЛЕГАРД.