Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Куда причалит выпускник?

Куда причалит  выпускник? трудоустройство

Куда причалит выпускник?


0

Ольга П. два года назад с отличием окончила вуз. Однако по специальности на работу устроиться не смогла. Активистке, общественнице, заводиле, президентской стипендиатке руководство института предложило поработать с молодежью в вузе. Прошел год. В один прекрасный день девушка поняла, что карьеру по своей специальности, а она бухгалтер, сможет сделать только в столице: собрала вещи, купила билет и уехала в Москву.
В этом году вузы республики окончили 3500 человек. 500 выпускников получили красные дипломы. Однако даже тем, у кого они красного цвета, со­всем непросто будет найти работу. Проблему обсудили на высоком уровне. Президент Чувашии Михаил Игнатьев собрал за круглым столом в ЧГУ руководителей вузов, представителей предприятий, чиновников и самих выпускников.

Вместо армии на завод?
По данным Минэкономразвития Чувашии, практически 50 проц. выпускников устраиваются не по специальности. Из опрошенных 19 проц. отметили, что им не интересна работа по специальности, 18 проц. — не устраивает заработная плата: слишком маленькая, 13 проц. — что на их специальность низкий спрос со стороны работодателей.
По словам замминист­ра Владимира Аврелькина, абитуриент, выбирая специальность, не понимает, чего он действительно хочет. Зачастую бывает, что выбирает модную специальность, при этом совершенно не понимая, чем будет заниматься по­сле окончания вуза. Сегодня все еще популярностью пользуются специальности экономист, юрист, хотя экономика республики испытывает огромную потребность в техниче­ских специальностях.
Михаил Игнатьев поделился своими мыслями. Его поразило то, что молодые люди не хотят трудиться не только медсестрами, но даже хирургами. А ведь это престижнейшая профессия.
Впрочем, самих выпуск­ников тоже понять можно. Молодой врач получает небольшую зарплату, а вот продавец лекарств куда больше.
Несмотря на то, что с телеэкранов руководители страны только и говорят о том, что стране нужны технари, желающих обучаться по техническим специальностям все еще не так много, самые высокие конкурсы по-преж­нему на экономиче­ские и юридические специальности.
Как считает руководитель департамента кадровой оптимизации концерна “Тракторные заводы” Светлана Коледова, выпуск­ники школ не понимают, не видят связи между полученной специальностью и реальной работой на предприятии: утрачена система профориентации. Она предложила давать выпуск­нику вуза, выбравшему завод, отсрочку от армии на год.
— Пусть придут на завод, а уж там мы сделаем все, чтобы удержать их, — сказала она.

Недоучка ли бакалавр?
Собравшиеся высказали и свои претензии к вузам. По мнению чиновников, образование и наука должны опережать экономику, обеспечивая рост по перспективным направлениям. Учитывая то, что для переориентации системы образования необходимо не менее пяти лет, еще нескоро высшее образование начнет отвечать потребностям экономики и станет локомотивом, движущей силой ее развития.
Вузы продолжают удо­влетворять запросы населения, а не промышленности. В итоге получаем такой вот результат: по данным Госслужбы занятости населения Чувашии, почти треть безработных — молодежь до 29 лет и прежде всего с модными специальностями: экономист, менеджер, юрист.
Немало вопросов порождает и новая система подготовки специалистов. Работодатели относятся к бакалаврам как к недоучкам. На то, чтобы переломить такое отношение, уйдут годы. Сегодня статус бакалавра и магистра не осознан предприятиями, за исключением ряда инновационных (“АБС Элект­ро”, “ЭКРА”).
Некоторые работодатели недовольны подготовкой специалистов нашими вузами. Порой даже в объявлениях о приеме на работу они в качестве требований указывают: “Выпускников таких-то вузов не берем”. Однако дальше слов дела не идут. Не хотят предприятия тратить на образование деньги, подавай им сразу же готового специалиста.
Организаций, активно сотрудничающих с вузами, единицы. Так, например, “ЭКРА”, ВНИИР развивают кафедры Чувашского гос­университета, оснащают исследовательским и экспериментальным оборудованием, участвуют в создании образовательных комплексов. Почти 100 процентов выпускников этих кафедр трудоустраиваются в первый же год после окончания вуза.

 

Старость науке не в радость
Разговор зашел и о науке. Докторантуру в прошлом году окончили два человека — историк и педагог. По техническим наукам доктора не выпускались с 2004-го по 2008 год, в 2009-м — один, в 2010-м опять никого. 31 проц. защитившихся кандидатов наук — по экономическим специальностям, 27 проц. — педагогическим и только 5 проц. — по техниче­ским.
На круглом столе озвучили статистические данные по профессорско-преподавательскому составу вузов. Молодые люди не идут в науку и преподавание. Более 50 процентов профессоров вузов старше 65 лет.
Участники подняли широкий круг вопросов, копившихся годами, и предложили свои идеи по их решению. А что именно возьмут себе из предложенного на вооружение руководители вузов, узнаем чуть позже. Если, конечно, они захотят изменить что-то. Ведь пока пострадавший всего один — выпускник. И он свои проблемы с трудоустройством решает как может: большинство, как Ольга П., выбирается в большие города. Там работу найти хоть и сложно, но можно.

  • 1782902.jpg

Комментарии

Изображение пользователя Яша.

Была же тема, похожая, об оценках системе образования. Вот и доказательство. Система образования в России разрушена до "фундамента". Все чиновники говорят об образовании. А давайте задумаемся о смысле слова: о б р а з о в а н и е. Человек, поступивший и окончивший ВУЗ - всегда ли он образован. По рассказам некоторых студентов, в платных вузах. давать знания им никто не собирается. Требуется только одно - оплата обучения. А потом работодатель требует грамотных специалистов. Получается, что студенты - заложники сложившейся системы. Когда им знания никто не дает, а только требуют. Могу дать бесплатный совет тем. кто не потерял веры в свои силы. Самообразовывайтесь сами. Не надейтесь на государство. "Основная цель образования - это не знания, а действия на основе полученных знаний. (Г.Спенсер)". Как маленький пример: М.Жванецкий. Закончил кораблестроительный, а нашел себя на сцене.