Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Куда причалить инвалиду?

15

Автолюбители-инвалиды имеют право пользоваться автостоянками бесплатно. Перед магазинами, учреждениями культуры, здравоохранения, стадионами... Даже на частных стоянках им по закону положено выделять места. Абсолютно бесплатно.
А еще инвалид в коляске имеет право на беспрепятственный доступ в любое общественное место, будь то вокзал, супермаркет или общественный туалет.

“Грани” не раз поднимали вопрос устройства пандусов и поручней. Мы приводили точные адреса тех зданий, куда вход инвалидам заказан. Это кинотеатр “Атµл”, аптеки, банки, магазины. Ежегодно специальная комиссия в составе работников прокуратуры и городской администрации, специалистов отдела социальной защиты населения в Новочебоксарске Мин­здравсоцразвития ЧР проводит проверки доступности социальных объектов. Рассылают свои замечания, предложения. И надо сказать, этот метод работает. Однако эффективными “точечные удары” пока не назовешь.
В марте Генпрокуратура России обязала регионы проверить, как соблюдаются права инвалидов на беспрепятственное пользование автомобильным транспортом. Были обследованы все автовокзалы, пассажирские автотранспортные предприятия, а также автостоянки.
— В результате прокурорских проверок выяснено следующее: наиболее час­тое нарушение федерального законодательства — отсутствие пандусов и поручней, — рассказывает прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Чувашии Александр Колчин. — Например, на одном из крупнейших вокзалов республики — Канашском — на момент проверки при входе в здание отсутствовали пандусы, поручни, не было их и на платформах автовокзала. В самом здании нет специальных указателей маршрута движения инвалидов.
По выявленным нарушениям канашским межрайонным прокурором в адрес директора ОАО “Канашский автовокзал” внесено представление. Как и прокурорами Аликовского, Шемуршинского, Яльчикского, Красноармейского, Мариинско-Посадского, Козловского районов и Мо­с­ковского района Чебоксар в адрес директоров автостанций.
Прокурорское око заметило нарушения законодательства и в МУП троллейбусного транспорта Новочебоксарска. В ходе проверки установлено, что данное предприятие осуществляло свою деятельность без создания условий для беспрепятственного пользования транспортом людей с ограниченными возможностями — отсутствовал специальный транспорт, приспособ-ленный для перевозки инвалидов в коляс­ках. По данному факту в отношении директора предприятия возбуждено административное дело. Кстати, не сегодня так завтра руководители других транспортных предприятий (по нашим данным, в Чувашии нет ни одного автобуса или троллейбуса, приспособленного для перевозки инвалидов в колясках) могут оказаться в подобной ситуации. Впрочем, как сообщил “Граням” Александр Колчин, Министерство градостроительства и общественной инфраструктуры ЧР планирует в ближайшее время закупить четыре автобуса, приспособленных для перевозки людей с ограниченными возможностями.
Что касается проверок автостоянок, то здесь картина еще более неприглядна. Например, из проверенных прокуратурой Новочебоксарска восьми автостоянок ни в одной не предусмотрены места для инвалидов. По фактам возбудили восемь административных дел. С целью защитить интересы лиц с ограниченными возможностями здоровья в суд направлены иски с требованием организовать места для их машин. По закону, каждая стоянка должна быть оборудована ими из расчета 10 процентов от общей площади.
Оказывается, на территории Чувашии нет ни одного указателя со знаком “Стоянка для инвалидов”. Это подтвердил начальник отдела дорожной инспекции и организации дорожного движения Управления ГИБДД по ЧР Александр Пет­ров. “Действительно, знак “Место стоянки для инвалидов” на территории Чувашии в настоящее время нигде не установлен, — сказал он. — Сейчас мы как раз работаем над этим. Начали с супермаркета “Карусель” и ресторанов “Макдоналдс”, руководителям которых направили письма о том, что они должны организовать места для машин инвалидов, поставить знаки и нанести разметку на асфальте. Как это сделано, например, при “ИКЕА” в Казани”.
Кстати, специалисты дорнадзора следят только за наличием или отсутствием знаков на дорогах, устанавливать их — обязанность местных властей.