В школах могут ввести регулярные

Камешки рассказывают сказки

Сочиняем каменную сказку: воспитанники ДОУ № 1 на занятии по литотерапии с педагогом-психологом Еленой Визгиной. Фото предоставлены  детским садом № 1Камешки рассказывают сказки Дошколенок

Сочиняем каменную сказку: воспитанники ДОУ № 1 на занятии по литотерапии с педагогом-психологом Еленой Визгиной. Фото предоставлены детским садом № 1

В заключение педагоги показали собственный танец под мелодию “Леди Совершенство” из кинофильма “Мэри Поппинс, до свидания”. Камешки рассказывают сказки Дошколенок

В заключение педагоги показали собственный танец под мелодию “Леди Совершенство” из кинофильма “Мэри Поппинс, до свидания”.


0

Почему-то, когда мы сегодня говорим о развитии детей, часто все упирается в дорогостоящие новомодные учебные материалы и пособия. Между тем в новочебоксарском детском саду № 1 “Маленькая страна” знают, как получить хороший развивающий и психотерапевтический эффект в занятиях с детьми через игру с… камешками.

 

Эта методика в психологической практике дошкольного образовательного учреждения имеет научное название — литотерапия. Подробнее о ней газете “Грани” рассказала педагог-психолог детского сада Елена Визгина.
— Елена Николаевна, расскажите, как пришла идея использовать камешки в работе с дошкольниками?
— Терапевтическая методика литотерапия известна в нашей стране, но массового применения в детсадах не получила. Я прочитала об этом направлении в одном из источников литературы по психологии, и оно меня заинтересовало. Поняла, что литотерапия хорошо сочетается с игровой деятельностью детей. На самом деле и мальчики, и девочки любят камешки, разглядывают их, играют с ними, особенно летом: строят из них что-нибудь, делают дорожки, применяют в качестве героев в играх. 
В прошлом учебном году мы вместе с воспитателем старшей группы “Теремок” нашего детского сада Анастасией Григорьевой решили взять это направление для развития наших подопечных. Родители выразили согласие и желание. А это важно, так как от них тоже требовалась включенность: были домашние задания, групповые занятия с участием мам и пап, например по диагностике семейных отношений.
Тут же вспомнились многочисленные сказки и рассказы, в которых камни так или иначе играли определенную роль. Помните вещий камень: налево пойдешь — коня потеряешь? То есть это широкое поле, как оказалось, и для сказкотерапии, благодаря которой наши дети уже стали воспринимать камешки не просто как бросовый материал, а научились их рассматривать. И понимать, что эти кусочки неживой природы могут быть на что-то похожи, могут иметь свой “голос”, что их можно даже “оживить”.
— Какими были первые отзывы?
— Мы сняли с ребятами мультфильм, правда, не на основе сказки, а опираясь на детское стихотворение. Результат всех порадовал, и мы вместе стали двигаться в развитии дальше. Стали происходить открытия на совместных занятиях родителей с детьми, хотя были и те, кто говорил, что камень — это только камень, и он ни с чем у них не ассоциируется. Кто-то создавал с помощью камешков картины семьи — портрет детско-родительских отношений. В гармоничных семьях картинки детей и родителей оказались очень похожими.
Как педагог-психолог я постоянно наблюдала терапевтический эффект проекта. Во время наших занятий дети научились слушать и слышать друг друга, взаимодействовать. Совместная работа над мультфильмом стала катализатором сплоченности детского коллектива, дала детям понимание, что успех требует усилий. Надо проявить волю, постоять, дождаться своей очереди, научиться контролировать эмоции, соблюдать чужие личные границы. Словом, интересный получился опыт.
В этом учебном году в проекте задействована другая старшая группа нашего детского сада, и надеюсь, что результат не заставит себя ждать. 
— Посоветуйте, как можно в домашних условиях использовать камешки для совместных игр с детьми? 
— Вариантов множество — начиная с элементарного счета. Можно сложить узор, причем не хаотичный, а сначала его продумать. Предложите ребенку создать каменную страну, “оживить” камень. Спросите, кого или что он напоминает. Попробуйте использовать прием “камень-советчик”. Ребенок просто приложит камень к уху и “по­слушает”, что тот говорит ему. Малыш примет голос своего внутреннего “я” за “голос” камня и, возможно, выскажет то, что сам боялся сказать. 
Хотя первая реакция ребенка может быть и такой: камень — не живой, он не разговаривает. Здесь многое зависит от взрослых: а если постучать камешком о камешек? Он “заговорит”. А если передавать камешек из рук в руки по кругу? Он теплеет. Можно объяснить это с точки зрения физики, а можно — с психологической. Камень согревается от тепла наших сердец — так говорили сами дети.

 

Кстати

Детский сад № 1 в конце сентября отметил день рождения. Семь лет назад “Маленькая страна” впервые открыла двери для воспитанников. 
Педагоги организовали праздничные мероприятия “Путешествие мыльного пузыря” и “Краски радуги”. Воспитанники средних групп побывали на завораживающем представлении фокусников. А старшие ребята вместе с веселым другом Карлсоном совершили “Музыкальное путешествие вокруг света”. Дети “побывали” в разных странах, где увидели национальные танцы: чувашский, греческий, американский рок-н-ролл, танцы папуасов и русских матрешек. В заключение педагоги показали собственный танец под мелодию “Леди Совершенство” из кинофильма “Мэри Поппинс, до свидания” (на фото). 



 

  • Сочиняем каменную сказку: воспитанники ДОУ № 1 на занятии по литотерапии с педагогом-психологом Еленой Визгиной. Фото предоставлены  детским садом № 1
  • В заключение педагоги показали собственный танец под мелодию “Леди Совершенство” из кинофильма “Мэри Поппинс, до свидания”.