Ищем собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов

© Фото Анастасии ГригорьевойИщем собственных Платонов  и быстрых разумом Невтонов образование

© Фото Анастасии Григорьевой


0

Человеческое мышление, способность к творчеству — величайший дар природы, которым она награждает каждого человека. Однако нередко таланты так и остаются нераскрытыми либо просыпаются в довольно позднем возрасте. А ведь разглядеть в человеке одаренность к определенному виду деятельности можно еще в детском саду. Именно с этой целью в республике уже более трех лет реализуется проект “Выявление и развитие индивидуальных задатков и наклонностей детей дошкольного и младшего школьного возраста”.

“Очень важно как можно раньше выявить талант и предрасположенность ребенка к той или иной деятельности, чтобы целенаправленно формировать его способности, — уверен заместитель директора ЧПИ (филиала) МГОУ, автор проекта профессор Олег ВОЛКОВ. — В детском саду для этого есть все условия. Это и материальная база, и педагоги, большая часть которых имеет профильное дошкольное образование”.
Новочебоксарск с охотой подключился к данному проекту в 2011 году, и сейчас в нем задействованы пять дет­ских садов города — № 10, 22, 42, 45 и 49. Суть проекта в том, что воспитатель в очень тесном контакте с родителями наблюдают за ребенком и фиксируют малейшие проявления его таланта.
Для этого разработана карта диагностики и развития одаренности ребенка, куда вносятся лучшие результаты по девяти возможным направлениям развития — интеллектуальное, логико-математическое, творческое мышление, естественно-научное, музыкальное, художественное, двигательно-физкультурное, лингво-филологическое и лидер­ско-коммуникационное.
Воспитатель отмечает, когда и в ходе какого исследования (наблюдения, игры или специального задания) был обнаружен новый задаток способностей у конкретного ребенка. Направление, в котором больше всего достижений, педагог рекомендует родителям активно развивать в учреждениях дополнительного образования.
Об итогах говорить, конечно, пока рано, но определенные результаты уже достигнуты. Так, по данным руководства пяти детсадов Новочебоксарска, относительное количество детей, у которых воспитатели и специалисты ДОУ совместно с родителями выявили индивидуальные задатки и наклонности, увеличилось в сравнении с итогами прошлого года с 20 до 52 проц., то есть в 2,5 раза. А в детском саду № 45 “Журавлики” количество таких детей составило 77 проц.
“В принципе, в работе воспитателя не произошло каких-то колоссальных изменений, — отмечает заведующая ДОУ № 45 Галина МОСКОВЦЕВА. — В любом случае, педагог, работая с детьми, обращает внимание на то, к чему больше предрасположен ребенок и какие интересы вызывают у него эмоциональный отклик.  Участие в проекте отличается целенаправленностью. Раньше малыш, проявивший себя в чем-либо, получал по­хвалу от взрослых и возможность выполнить более сложное задание. Сейчас же все достижения вносятся в его индивидуальную карту. Отслеживается качество развития наклонностей воспитанника.
Кроме того, в карте есть пункты, заполняемые родителями исходя из личных наблюдений в домашних условиях. Самая простая истина — “чтобы увидеть способности ребенка, нужно дать попробовать ему все и в процессе наблюдения понять, что же ему интересно”. То есть ребенок не станет музыкантом, если ни разу не сыграет на каком-либо музыкальном инструменте. Совместное ведение карты развития зачастую раскрывает и скрытые или забытые способности родителей”.
Следующий шаг проекта — преемственность работы со школой. “Воспитателей дошкольных учреждений сменят увлеченные и заинтересованные специалисты узкой направленности и учителя начальной школы, — говорит Олег Волков. — Ребенок по­ступит в первый класс с индивидуальной картой развития, где будут описаны выявленные способности, отвечающие его внутренним интересам. Это поможет педагогам с первых дней не раскрывать ученика, а продолжить его совершенствование.
Кроме того, в рамках проекта создан центр кристаллизации талантов — выдающихся педагогов Чувашии с условным названием “Город Мастеров”. Здесь собрана база данных  учителей (более 250) всех учебных заведений республики, чьи воспитанники — победители, призеры международных и россий­ских олимпиад, конкурсов, соревнований. “Для того чтобы стать олимпийским чемпионом, ребенок должен заниматься у тренера олимпийских чемпионов”, — считает профессор.

Марина АЛЕКСЕЕВА
  • © Фото Анастасии Григорьевой