Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Йог решил приЙти в Йошкар-Олу пешком

Татьяна СИНИЦКАЯ.Йог решил приЙти в Йошкар-Олу пешком Говорим по-русски правильно

Татьяна СИНИЦКАЯ.


0

Прийти или придти? Говорят, 85% россиян делают ошибку в написании этого слова. Кто-то даже полагает, что “придти” употребляется в прямом значении (придти в магазин), а “прийти” — в переносном (прийти в ярость). Как правильно? Об этом рассказывает ведущая рубрики, четырежды отличница всероссийского “Тотального диктанта” Татьяна СИНИЦКАЯ.

Неудивительно, что многие вместо “прийти” пишут и говорят “придти”, ведь всего 60 лет назад оба написания считались правильными. В фильме “Сердца четырех” герой пишет: “Я не могу притти к вам”. И вовсе не от безграмотности. В Толковом словаре под редакцией Ушакова тех лет допускались целых три варианта написания этого слова: “прийти”, “притти”, “придти”.
Однако в 1956 году при унификации русской орфографии был выбран вариант “прийти” (это соответствовало написанию “уйти”, “зайти”, “выйти”, “отойти”), и с тех пор именно он закреплен во всех словарях. При этом в других формах глагола “й” исчезает: “приду”, “придем”, “придешь”.
Как это запомнить? Если всякий раз вы сомневаетесь в написании, придумайте для себя подсказку-запоминалку о том, что в этом слове пишем “й”, скажем, такую: “Йог решил приЙти в Йошкар-Олу пешком”.
Можно вспомнить и подходящий фразеологизм, например, “прийти к шапочному разбору”, то есть опоздать, прийти к самому концу чего-либо, пропустить все самое важное. Считается, что это выражение возникло из обычая снимать шапки при входе в церковь и оставлять их у дверей. Когда церковная служба заканчивалась, прихожане разбирали свои шапки и уходили. Тот же, кто ленился и приходил к самому концу службы, попадал только к шапочному разбору.
Не будьте ленивцем, будьте йогом: решили в Йошкар-Олу прийти пешком, сделайте все, чтобы прийти вовремя!
Дорогие читатели!
Эта рубрика выходит в газете благодаря вашим письмам и звонкам в редакцию, а также жалобам на неправильное написание слов на вывесках, ценниках, рекламных щитах, в книгах и т.д. Свои вопросы для ведущей рубрики вы можете направлять по электронной почте pavlova@grani21.ru или по телефону редакции 73‑32-61.

 

  • Татьяна СИНИЦКАЯ.