Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Автономные, бюджетные, казенные — выбирай на вкус

Автономные, бюджетные,  казенные — выбирай на вкус

Автономные, бюджетные, казенные — выбирай на вкус


4

Законопроект “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” прошел три чтения в Госдуме РФ и одобрен Советом Федерации. Уже сейчас в Интернете высказываются предположения, что в результате в школах некоторые уроки станут платными, а дети вместо занятий в учебное время будут мыть машины в школьном дворе... Не вступая в полемику с авторами подобных утверждений, министр образования и молодежной политики Чуваш­ской Республики Галина Чернова на брифинге рассказала о том, какие нововведения ждут учебные заведения.
Вызвавший столько споров законопроект не что иное, как 18 по­правок в различные законы. Суть их в том, что все учреждения, финансируемые из федерального, республиканского или муниципального бюджетов, поменяют свою организационно-правовую форму.
В результате изменений все существующие бюджетные учреждения будут входить в одну из трех групп. Первая — казенные учреждения. Это особая категория, к которой, скорее всего, будут отнесены детские дома, интернаты, а также Убеевская специальная школа. В них предлагается сохранить сметное финансирование. По словам Г.Черновой, в этой группе наи­более жесткий контроль, “копейка влево, копейка вправо может быть признана нецелевым расходованием средств”. Вносить изменения в строки расходов можно один-два раза в год лишь с разрешения учредителя. Имеются для этого специальные процедуры: сессия Госсовета или Собрание депутатов.
Все остальные школы должны определиться со своей правовой формой самостоятельно: бюджетное либо автономное учреждение. По словам Г.Черновой, склонять школы к тому или иному варианту ни­кто не будет, однако до 1 июля 2012 года выбор необходимо сделать. Цель нововведения — дать школам бо?льшую самостоятельность, возможность более гибко распоряжаться имеющимися ресурсами.
И бюджетные, и автономные получат возможность заниматься приносящей доход деятельностью. Бюджетные будут отвечать по своим обязательствам закрепленным за ними имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого (его список утверждает учредитель). При этом учреждение обязано публиковать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.
Прекращается сметное финансирование, средства станут выделять в виде субсидий в рамках выполнения государ­ственного задания. При этом законопроект не затрагивает вопросы реализации образовательных программ и конт­роля качества образования. По словам Г.Черновой, никакого уменьшения количества предметов или уроков по тем или иным дисциплинам по инициативе школы произойти не может. “Никто не позволит тратить бюджетные день­ги и при этом не выполнить бюджетный заказ”, — подчеркнула министр. Другое дело, что дополнительные уроки или новые дисциплины школы смогут вводить вполне официально. Например, по желанию родителей — второй ино­странный язык.
В целом бюджетные учреждения получат меньшую свободу деятельности, чем автономные. На бюджетные будут распространяться положения, установленные законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Операции с поступающими средствами (субсидиями) бюджетные учреждения осуществляют через лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ или муниципалитета. Иными словами, государ­ство станет контролировать расход выделенных средств. Как полагает Г.Чернова, большинство школ выберет именно форму бюджетного учреждения. По сравнению с нынешней системой она имеет ряд неоспоримых плюсов.
Теперь что касается учреждений автономных. Федеральный закон “Об автономных учреждениях” принят в 2006 году. В настоящее время в системе образования республики в статус автономных переведены 4 училища, 2 колледжа, 3 учреждения дополнительного образования. Стать автономными могут пока немногие, а именно имеющие значительную долю самостоятельной прибыли, то есть уже умеющие зарабатывать деньги.
В брифинге приняли участие руководитель Центра дополнительного образования “Эткер” Наталья Панченко и директор школы № 40 Чебоксар Ирина Яшина. Первое учреждение уже получило статус автономного, второе лишь собирается это сделать. По словам Н.Панченко, преимущества налицо: размер финансирования учреждения не уменьшился, однако теперь в Центре сами решают, на что и сколько средств потратить.
Свой пример привела И.Яшина. Школе нужны светильники. В магазине они имеются. Пара дней уходит на оформление документации, перечисление денег... За это время светильники исчезают из продажи. Зато в том же магазине имеется, например, электрическая газонокосилка, также необходимая школе. Бюджетное учреждение не может потратить на ее покупку уже перечисленные средства. Их нужно сначала вернуть, оформить новый счет-фактуру, получить одобрение казначейства... Таковы особенности сметного финансирования. За это время уже и газонокосилка может пропасть с прилавка. Автономные учреждения могут свободнее распоряжаться своими средствами.
Ну а если директор школы окажется плохим управленцем? Может ли школа стать банкротом? Ведь учредитель автономного образовательного учреждения уже не несет ответственности за неправильные действия директора и бухгалтера. По мнению министра, подобное исключено по многим причинам. Во-первых, организуются курсы для директоров, на которых их учат основам менеджмента. Во-вторых, массового перехода в автономные учреждения не планируется. Сначала будет изучен опыт учреждений, уже находящихся в свободном плавании.
Ряд существующих законов, в том числе “Об образовании”, регулируют положение дел в данной сфере. Например, довольно большие полномочия имеет наблюдательный совет при автономном учреждении. В него не могут входить директор школы и его заместители, в его составе в основном люди “внешние” — представители учредителя (муниципалитета), управляющего органа, общественных организаций. Это тоже своего рода страховка от некачественного управления.

Комментарии

Изображение пользователя Вепрь.

Для желающих вникнуть в суть вопроса рекомендую: http://stopreform.org/ . Найдёте много чего интересного о будущем наших детей...
Изображение пользователя Вепрь.

Люди! Будьте бдительны! Это касается всех нас!