Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Архитектор — своего рода дирижер...

Архитектор Станислав Удяков. Фото из личного архива С.УдяковаАрхитектор —  своего рода дирижер...

Архитектор Станислав Удяков. Фото из личного архива С.Удякова


1

 Архитектор Станислав Удяков никогда не жил в Новочебоксарске, однако разработал для нашего города ряд интересных проектов. Один из последних — квартал напротив гипермаркета “Магнит”, ограниченный улицами Винокурова и Строителей. С обсуждения этой темы мы и начали беседу.
— Я прочитал в “Гранях” об объявленном конкурсе на лучшее название для микрорайона. Что ж, неплохая идея. Возможно, кто-то из горожан и выдаст то слово, которое станет названием этого квартала. По моему мнению, оно в первую очередь должно характеризовать местность, людей, которые здесь живут. Стоит покопаться в исторических источниках или внимательнее присмотреться к тринадцати деревням, существовавшим здесь до начала строительства города.
— В своем проекте вы предложили посвятить микрорайон национальному чувашскому герою Пайдулу. Почему?
— Я хорошо знаком со скульптором Петром Пупиным. Мы часто общаемся, обсуждаем творческие вопросы. У него есть готовая композиция, посвященная Пайдулу Искееву. Это, кто не знает, чувашский поэт и полководец, сподвижник Степана Разина.
Скульптура, посвященная Пайдулу и его воинам, произвела на меня большое впечатление. Мы должны рассказывать людям о выдающихся уроженцах нашей республики. К примеру, о Салавате Юлаеве — башкирском соратнике Емельяна Пугачева — слышали многие. Наш Пайдул не хуже, он был умелым военачальником. Чувашские отряды, руководимые им, дошли до Астрахани.
Конечно, периодически меняется оценка тех или иных событий в истории России. Однако в любой эпохе найдутся сильные духом люди, боровшиеся за лучшую жизнь для народа. Пайдул как раз из таких. Он достоен установки памятника.
— Архитектура — это искусство?
— Однозначно здесь ответить трудно. Конечно, у архитектуры и скульптуры, например, много общего. Даже окончания схожи. Но архитектура все же стоит особняком. И вот почему. Для того чтобы по­смотреть постановку, мы идем в театр. Чтобы насладиться живописью, отправляемся в картинную галерею или музей.  Можно прочитать по­нравившуюся книгу или отложить ее в дальний ящик. В кино можно не пойти. Любое искусство подразумевает выбор. С архитектурой не так. Ты выходишь на улицу, и, хочешь этого или нет, она вокруг тебя, поэтому уровень ответственности совершенно другой. Важно, чтобы творения архитектора принимались на любом уровне: от ясельного возраста до преклонного.
Архитектура близка к строительному бизнесу, этимология слова восходит к древнегреческим корням “главный” и “строитель”.
— Умение рисовать является одним из основополагающих требований в вашей профессии?
— Не совсем. Компьютеризация избавила архитекторов от многих технических сложностей. Она упрощает процесс творчества, но во­все не отменяет его. Думаю, машина никогда не сможет заменить в этом плане человека. Казалось бы, всего семь нот в гамме, а в радуге семь цветов. Что тут можно придумать нового? Но ведь композиторы, художники придумывают!
На курсе в вузе я считался одним из лучших рисовальщиков. И все годы, что работаю в профессии, даже сейчас, ловлю себя на мысли: “Способен ли я заниматься архитектурой?”
— И каков ответ?
— Для того чтобы получить его, нахожу себе компаньона и задаю данный вопрос уже ему. Например, давно сотрудничаю со строительной фирмой “Комплекс”. Знаком с ребятами, которые в ней работают, с 90‑х  годов прошлого века. Наши отношения знали разные периоды, но в целом “Комплексу” нравится, что я придумываю. Выгода получается обоюдная. Например, офис и здание, в котором мы сейчас находимся (на первой линии Московского проспекта, дом № 19/9. — Прим. авт.), возведены этой организацией.
У нас много общего с “Комплексом”. Я занимаюсь в основном жильем, и фирма строит преимуще­ственно жилые дома. Как два ручья, текущие в одном направлении, слившись вместе, создают бурный поток, так и мы усиливаем друг друга.
— Несколько слов о доме № 40 по ул. Советской в Новочебоксарске. Он возведен по вашему проекту?
— Да. Дело в том, что до меня проект этого дома пытались выполнить, и не один раз. У меня было преимущество, поскольку я имел возможность изучить эти варианты, сделать некий анализ, и лишь потом принялся за разработку своей идеи. В итоге мой проект признали оптимальным.
Планировочных решений много. Из всех нужно выбрать то, что сработает здесь и сейчас. Допустим, в Новочебоксарске сегодня наиболее востребованы одни квартиры, в Чебоксарах уже другие, в Цивильске третьи. Через пару лет все может измениться. Ощущение востребованности рынка с возможностью предвидеть на год-два вперед (с учетом возможного затягивания сроков строительства) — это, с одной стороны, высший пилотаж опытного архитектора, а с другой — серьезная ответственная работа.
— Какой город предпочитаете для работы?
— Скажу честно, Новочебоксарск мне нравится чуть больше Чебоксар. Он значительно моложе, энергичнее, не обременен предрассудками. При этом имеет большой потенциал, развитую промышленность. Кроме того, в вашем городе дело движется быстрее.  Нет инерции, долгой раскачки...
Кроме всего прочего, в Новочебоксарске живут мои родственники. Поскольку я единственный в роду архитектор, они мной гордятся, и я всегда чувствую перед ними ответ­ственность, что бы ни проектировал в этом городе.
— Наверное, есть в нем и недостатки?
— В основном в планировке. К сожалению, более чем стотысячный город не имеет ни одной организованной площади. По крайней мере, в том значении, что подразумевают азы архитектуры. Это беда не только Новочебоксарска, но и многих советских городов.
Кроме того, настоящая проблема — отсутствие в городе обустроенной набережной и своего пляжа.
— Вы принимали участие в разработке проекта набережной...
— Да, это был конкурс, и мы его выиграли. Скорее всего потому, что участников было немного. И тем не менее конкурсное проектирование — своего рода высший пилотаж для архитекторов, когда необходимо показать все, на что способен.
— В чем заключалась ваша идея?
— Мы сразу решили: городской пляж должен быть не на отшибе или за Волгой. Его необходимо разместить под боком, где-то в районе спорткомплекса. Однако если спуститься к реке в этом месте, выйдешь к судоходному каналу. Его трогать нельзя. И тогда мы предложили следующее: на месте промышленных площадок сделать рукотворный залив с островком посредине. Такая пляжная зона не мешает судам и безопасна для купальщиков. Здесь же можно устроить и развлекательную парковую зону. Нынешнее размещение пляжа в районе Иванова имеет существенный недостаток: это не центральный пляж, вести сюда гостей, приехавших из других городов, неудобно. 
— Если город решит вернуться к обустройству набережной, возьметесь за этот проект?
— С удовольствием. Подумал бы, поискал новое решение.
— Может, проще обновить старое?
— Это не для меня. Мне скучно возвращаться к старому. Каждому проекту — свое время. Эта “свежесть” меня вдохновляет. Все меняется очень быстро: материалы, технологии в строительстве. К примеру, несколько лет назад лучшим вариантом считались трехслойные панели с утеплителем. Теперь в приоритете поризованный кирпич. Он имеет замечательные характеристики по теплотехнике. Кто знает, что изобретут еще через пару лет?
— Идеальный материал для строительства существует?
— У меня по этому поводу своя точка зрения. Идеал существует, он находится в наших головах. Мы к нему стремимся, предпринимаем для этого все возможное. В этом есть движение. Однако достичь идеала в жизни невозможно. В этом вся красота.
— Несколько слов о возглавляемой вами организации.
— Архитектурная фирма насчитывает 15 работников. Это целый оркестр, и его “звучание” зависит от каждого специалиста в отдельности. Архитектор выполняет роль дирижера.  
— Расскажите о преподавательской деятельности.
— На кафедре архитектуры строительного факультета преподаю у третьекурсников. Мы с руководством факультета договорились, что занятия буду проводить с одним курсом в течение всех пяти лет, вплоть до выпуска. За основу уроков беру в основном свой практический опыт.
— Кто из студентов получится: строители или архитекторы?
— Конечно, на строительном факультете готовят в первую очередь строителей. В дипломе у ребят будет записана специальность “инженер-архитектор”. Считаю, что хорошему строителю знать азы архитекторского дела не помешает. С другой стороны, хорошими архитекторами способны быть далеко не все. Пусть через три года в Чувашии появятся три-четыре подающих надежды архитектора, а не тридцать-сорок посредственных. На это и расчет.
— Дети пошли по стопам отца?
— Сын Семен окончил магистратуру в том же вузе, что и я. Сейчас собирается в армию. Дочь Ульяна окончила экономический факультет Нижегородского государственного университета им. Лобачевского, в настоящее время заочно получает второе высшее образование.        
Наша справка
Станислав Никитич Удяков родился в 1961 году в деревне Хорнзор Аликовского района. Вырос в Ядрине, куда переехали его родители вскоре после рождения сына. После службы в армии Станислав окончил Горьковский инженерно-строительный институт (ГИСИ). Следующие 9 лет трудился в институте “Чувашгражданпроект”. С 1997 г. главный архитектор, с 2003-го — директор фирмы “Сфера”.  Доцент кафедры архитектуры ЧГУ им. И.Ульянова. Автор проектов застройки микрорайонов “Университетский-1” и на Грязевской стрелке, многофункционального комплекса по ул. К.Маркса в Чебоксарах.  Для Новочебоксарска разработал проект набережной, который признан лучшим на конкурсе, однако так и не был реализован.
Женат, двое детей.  

  • Архитектор Станислав Удяков. Фото из личного архива С.Удякова

Комментарии

Изображение пользователя matveevartur.

Очень правильные слова, полностью с ними согласен: "По моему мнению, оно в первую очередь должно характеризовать местность, людей, которые здесь живут". "Стоит покопаться в исторических источниках или внимательнее присмотреться к тринадцати деревням, существовавшим здесь до начала строительства города". "К сожалению, более чем стотысячный город не имеет ни одной организованной площади. По крайней мере, в том значении, что подразумевают азы архитектуры". "Пусть через три года в Чувашии появятся три-четыре подающих надежды архитектора, а не тридцать-сорок посредственных".