Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Балльная закавыка

10
Второй год в школах Новочебоксарска действует система, по которой к обычной зарплате педагоги стали получать добавку. Она не одинакова, так как в основу нововведения положен принцип “кто успешно работает, тот больше получает”. Свои рассуждения по этому поводу в редакцию прислал автор, пожелавший остаться неизвестным. Школу он (или она)также не назвал, и тем не менее приводим послание с незначительными сокращениями.

“Школьное образование переходит на новую систему оплаты труда. Второй год в учебных заведениях начисляют стимулирующую часть зарплаты. В прошлом году она составляла 10 процентов фонда оплаты труда, в нынешнем 20,  со следующего планируются
30 процентов. В школах созданы комиссии по рассмотрению результатов работы учителя. Он знает критерии оценки и баллы, на которые может рассчитывать за ту или иную деятельность. Преподавателю вручают результаты под роспись, имеется процедура апелляции. Даже управляющий совет (все знают, что формально) в этом задействован. Казалось бы, все благополучно, но...
Сравнить свою деятельность с коллегами и проанализировать, как она отражена в баллах, не представляется возможным. Каждый может посмотреть только свои баллы, расчетные листы выдают также каждому индивидуально. Возникает подозрение: а честно ли выставляют оценки? Иначе зачем такая секретность?
Казалось бы, хорошее название — “стимулирующая надбавка”, но учителям не разъяснили, что ценнее: иметь много всякой, возможно, и не нужной, безрезультатной работы, или стабильные успехи учащихся на олимпиадах, в конференциях, конкурсах, состязаниях? Что важнее: победа одного ученика или пяти-шести? В некоторых образовательных учреждениях учителя получают одинаковое количество баллов, независимо от числа  призеров.
Члены администрации учебного заведения в рамках школы создают всевозможные ничего не значащие программы, включают себя и своих “приближенных” в число их участников и разработчиков, в результате обеспечивают себя баллами. Иногда один преподаватель имеет учеников-призеров городских, республиканских, всероссийских олимпиад, а у другого ничего, кроме участия во всевозможных программах и проектах. Что должно цениться и оплачиваться выше? В нашей школе названные вторыми получают больше. Или при одинаковых видимых заслугах (допустим, на олимпиаде) учитель имеет 900 рублей добавки к зарплате, а заместитель директора по учебно-воспитательной работе 4000 рублей...”.

 

 Прокомментировать письмо мы попросили начальника управления образования администрации Новочебоксарска Ангелину СМИРНОВУ.
Стимулирующую прибавку к зарплате в школе могут начислять всем, в том числе техническому персоналу. Однако в первую очередь нововведение рассчитано на материальную поддержку лучших учителей. Критерии оценки деятельности по каждой категории работников принимаются на общем собрании трудового коллектива школы. Утверждает их управляющий совет. Кстати, деятельность директоров оценивает комиссия при управлении образования, так что руководители школ не могут взять и добавить себе баллы. Как, впрочем, и их заместители.
Действительно, они получают стимулирующую часть зарплаты в школе. Однако, во-первых, нет ни одного образовательного учреждения, в котором добавка составляла бы 4000 рублей. Как правило, у педагогов она не превышает 2500 рублей. Во-вторых, управляющий совет выбирают из людей, не зависимых от членов школьной администрации. 
К тому же учитываются все виды деятельности учителя. Достижения учащихся на олимпиадах, в конкурсах и конференциях — лишь один из них, участие в программах и проектах — другой. А во внимание принимаются еще двадцать или тридцать пунктов. К примеру, есть ли у педагога классное руководство. Если да, то как организована работа с родителями, соблюдается ли техника безопасности на занятиях и во внеурочное время (учитывается отсутствие травм), какова динамика успеваемости учащихся в подшефном классе... Никаких “одинаковых видимых заслуг” не может быть. Набор баллов каждого педагога индивидуален.
Сначала сам учитель считает свои баллы по разработанной схеме. В дальнейшем управляющий совет может снять некоторую часть, если какой-то показатель не соответствует заявленному, либо, напротив, добавить, если педагог оказался излишне скромным и умолчал о каком-то успехе. При этом процедура вполне прозрачна. Другое дело, что у преподавателя стимулирующей части может и не быть или она окажется мизерной, сто-двести рублей. Делиться или нет этой новостью с коллегами — личное дело каждого.
Кстати, с 1 января 2009 года новая отраслевая система оплаты труда вводится во всех учебных заведениях, в том числе дошкольного и дополнительного образования.
Подготовил Андрей СЕРГЕЕВ.