Что изменится в России с 1 мая 2024 года

“Здесь жить нельзя!”

5

Позавчера по инициативе фонда “Чувашия” состоялось посещение Новотроицкой воспитательной колонии, что находится в Республике Марий Эл.

не сразу определишь, где здесь воспитанники колонии, а где студенты кооперативного, которые приехали к ним поиграть в баскетбол.  Фото Валерия Бакланова.

  

В состав делегации вошли советник Президента ЧР В.Кузнецов, председатель комитета по социальной политике, здравоохранению, физиче­ской культуре и спорту Госсовета ЧР Ольга Зайцева, народные избранники Чебоксарского городского Собрания и представители администрации Москов­ского района, баскетбольная команда студентов кооперативного института, журналисты республиканских средств массовой информации. Цели поездки благотворительная и ознакомительная.
На территории нас уже ждали. Гидом стала начальник отдела колонии по воспитательной работе с осужденными Елена Анисимова. Тех, кто приехал не в первый раз, она встречала как старых друзей. Искренне обрадовалась подарку — медиапроектору.
Официальную часть встречи провели в клубе. Лейтмотивом выступлений прибывших стало обращение к ребятам: возвращайтесь скорее, обществу нужны ваши рабочие руки. Затем здесь же организовали интеллектуальную интерактивную игру. А на спортивной площадке началась баскетбольная баталия студентов кооперативного института и воспитанников колонии. Для тех, кто приехал в гости впервые, провели экскурсию.
В Новотроицкой четыре отряда. Размещены они в двух кирпичных жилых двухэтажных зданиях, по отряду на этаже. Спальни казарменного типа. К спинкам железных кроватей прикреплены таблички с фамилиями. Увидел, что к одной из них добавлен красный флажок из картона. Для чего? Оказывается, так здесь метят склонных к побегу. Окна спальни выходят не только на улицу, но и в коридор.
Затем побывали в спортивной и бытовой комнатах. Везде чисто. В спортивной комнате на деревянном полу стоит штанга. И все. В чайной комнате холодильник, электрический чайник, стол со скатертью, ковер на полу, “домашние” занавески на окнах, банка “Нескафе” на полочке, тут же сахарница.
Во время посещения храма на территории колонии, столовой и клуба постоянно приходилось напоминать себе, где и с какой целью находимся. Сопровождающие же нас сотрудники колонии словно задались целью, чтобы мы об этом забыли: рассказывали о замечательной театральной труппе, команде КВН, успехах ребят. Похоже, им это удалось. Узнав, как обильно и вкусно кормят несовершеннолетних обитателей Новотроицкой (даже фрукты выдают ежедневно), один из журналистов воскликнул: “Да здесь можно жить!”. “Нет, — возразили ему воспитатели. — Здесь жить нель­зя! Так и напишите!”.
Подростки лишены самого главного — свободы. Внутри территория колонии разгорожена примерно на десяток участков. Передвигаться можно только строем или в сопровождении воспитателя. Даже просмотр телевизора входит в распорядок дня. Приезд делегации стал настоящим праздником для местных “баскетболистов”, ведь они хоть ненадолго почувствовали себя свободными. Видно было, как не хочется возвращаться им в отряд. Тот уже строился, чтобы проследовать в “промышленную” часть колонии.
Я поинтересовался у Елены Анисимовой: можно ли говорить о перевоспитании в подобном учреждении? “Если б ответ был “нет”, то следовало бы сразу писать заявление “по соб­ственному”, — заметила она. — Конечно, дети встречаются разные. Есть те, кто целенаправленно готовится сделать “карьеру” в криминальном мире. С ними чрезвычайно трудно работать, но, к счастью, их меньшинство. Остальным в первую очередь помогаем осо­знать, что они натворили... ”.
Андрей СЕРГЕЕВ.

  Для справки
В Новотроицкой воспитательной колонии еще год назад находились примерно 400 подростков от 14 до 18 лет. Сейчас их около 270. Теперь здесь не встретишь того, кто сидит за кражу или хулиган­ство. Контингент состоит в основном из совершивших особо тяжкие преступления: убийство, изнасилование, разбойное нападение... Большинство воспитанников (свыше 60 процентов) — ребята из Чувашской Республики.