Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Какая будет власть в стране — решают избиратели

26.10.2007
5

Интервью с членом ЦИК России Игорем Борисовым

— Первый вопрос — о правах и обязанностях избирателей.
— Права избирателя преду­смотрены Конституцией. В Законе “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” четко прописано основное право избирателя принимать участие в голосовании на выборах. Не имеют права избирать и быть избранными по Конституции Российской Федерации граждане, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда либо лишенные дееспособности в соответствии с судебным решением.                              

Кроме того, необходимо отметить, что тот, кто имеет право голосовать, должен являться гражданином Российской Федерации. Факт гражданства у нас устанавливается соответствующим документом — паспортом гражданина России. Однако на этих выборах, исходя из сложившейся судебной практики, Цент­ральная избирательная комиссия допускает возможность принимать участие в выборах тем гражданам, которые по каким-либо причинам не смогли обменять паспорт СССР образца 1974 года на паспорт гражданина Российской Федерации. Обладающий таким документом должен предоставить доказательства того, что он является гражданином России. Таковыми могут быть: вкладыш гражданина Российской Федерации, выданный уполномоченным органом; отметка, сделанная паспортно-визовой службой на обратной стороне обложки паспорта, о том, что человек является гражданином Российской Федерации; либо отметка в паспорте о регистрации на территории РСФСР должна стоять на дату ранее 6 февраля 1992 года (если на эту дату гражданин проживал на территории Российской Федерации, то он автоматически получал россий­ское гражданство). Только при этих трех условиях гражданин имеет право получить избирательный бюллетень по паспорту гражданина СССР образца 1974 года.
Что касается конкретных обязанностей. Здесь необходимо отметить, что избиратель должен соблюдать все процедуры, установленные действующим избирательным законодательством по реализации его прав. Если гражданин не может прийти по уважительной причине (болезнь, инвалидность) на избирательный участок, то он обязан уведомить об этом избирательную комиссию. Гражданин может сделать либо звонок, либо попросить соседей или знакомых, чтобы они оповестили избирательную комиссию, где обычно голосует, о том, что он не сможет прийти, то есть сделать заявку для голосования. Такая заявка может быть подана в участ­ковую избирательную комиссию с середины ноября. Срок подачи истекает в 16.00
2 декабря текущего года (в день голосования). Если она сделана в этот временной интервал, то комиссия обязана приехать и предоставить возможность проголосовать.
В обязанность избирателя также входит получение избирательного бюллетеня, который после заполнения (тайно от других) он должен опустить в избирательную урну в соответствии с требованием закона.
— Насколько важно значение парламентских выборов в жизни страны?
— Необходимость участия в выборах депутатов Государственной Думы обусловлена тем, что Госдума является одной из трех ветвей государственной власти, от которой во многом зависит наша жизнь.
Три ветви власти — исполнительная, судебная и законодательная — присутствуют во всем цивилизованном мире. В России только одна ветвь избирается на прямых выборах. Речь идет о законодательной власти. Мы не говорим о Президенте Российской Федерации, потому что он по Конституции не относится ни к одной из ветвей власти, а является гарантом исполнения Конституции РФ. Исполнительная власть (правительство) формируется законодательным органом с участием Президента Российской Федерации. Судебная власть у нас также не избирается на прямых выборах. Право народа на участие в управлении государством реализуется на прямых выборах в нижнюю палату парламента Российской Федерации — в Государственную Думу. Именно Государственная Дума формирует основу законодательства, закладывает фундамент государственной политики по всем вопросам нашей повседневной жизни. Сама система выборов органов государственной власти прежде всего основана на выборе депутатов Государ­ственной Думы. От того, как население России будет участвовать в выборах, насколько активно и осознанно, во многом будет определяться дальнейшая судьба государства.
— Выборы в Государственную Думу проходят по новому закону. Расскажите об особенностях нынешней избирательной кампании.
— Можно отметить несколько моментов. Самое значительное то, что Россия перешла на пропорциональную систему выборов. Во многом это связано с федеративным устройством Россий­ской Федерации. Предыдущие выборы по одномандатным округам, то есть по мажоритарной системе, порой являлись стимуляторами региональных конфликтов. Представители регионов в парламенте, избираемые по одномандатным
округам, большей частью боролись не за интересы России в целом, а за интересы региональных политических элит, что способствовало децентрализации федеративного государства.
У пропорциональной системы есть еще ряд преимуществ. Например, пропадают только голоса тех партий, которые не преодолевают
7-процентный барьер. Остальные голоса распределяются пропорционально полученному на выборах проценту между партиями.
Во все четыре Государственные Думы (1993, 1995, 1999, 2003 гг.) выборы проводились по смешанной системе. 225 мандатов депутатов Государственной Думы распределялись по одномандатным округам, а 225 — по пропорциональной системе (по спискам партий). Россия была “нарезана” на 225 одномандатных округов, примерно равных по численности. В среднем — 500 тысяч избирателей в округе. От каждого такого округа выбирался один депутат. Сейчас мы будем проводить выборы по чисто пропорциональной системе, по партийным спискам. На сегодняшний день у нас 14 партий подали документы и представили в ЦИК России списки кандидатов в депутаты Государ­ственной Думы пятого созыва.
На выборах будет один бюллетень. Раньше голосовали отдельно за партии и отдельно за депутатов по одномандатному округу. Хочу отметить, что на предстоящих выборах списки не будут “закрытыми”. В бюллетене будут фамилии кандидатов из федеральной части списка каждой партии, а также до трех фамилий кандидатов, представляющих интересы в Государ­ственной Думе от конкретного региона. Не будет обезличенности, будет “привязка” кандидатов к каждой конкретной территории. Избиратель будет знать, кто является представителем в Государственной Думе их субъекта и к кому конкретно можно будет обращаться с наказами, пожеланиями, вопросами и просьбами. Это основное отличие новой избирательной системы.
Произошли и другие изменения. Например, отменена графа “против всех”. Это логично. Мы не должны дистанцироваться и уходить от политических  вопросов о нашем будущем. Мы должны путем проставления отметки в бюллетене выбрать из тех предложений будущего развития нашего общества, которые есть и воплощены в программы политических партий. Каждый должен  сделать шаг именно в том политическом направлении, которое ему ближе. Раньше присутствие графы “против всех” давало повод к существованию политической неопределенности. Избиратель просто уходил от ответа, какой он хочет видеть нашу страну: “правой”, “левой”, “центристской”, демократиче­ской, авторитарной и прочее. Сейчас государство более строго подходит к этому вопросу. Избиратель должен дать конкретный ответ, а не избегать и не прятаться от него за квадратиком в бюллетене “против всех”. 
Отменен у нас и порог явки. Призываю всех избирателей прийти и сделать свой выбор. Потому что отказ от выбора — это тоже ваш выбор. Но при этом его за вас сделают другие, те, кто пришел и проголосовал. Если на выборы придет только 1000 человек, то именно они и решат, какая будет завтра власть в стране, как быстро будут расти наши экономика, зарплаты и пенсии. Хорошо, если на выборы 2 декабря придет 1000 ваших друзей, близких знакомых и род­ственников. А если наоборот? 
 Выбор должен быть сбалансированным и отражать интересы всего населения государ­ства. 
— Как обстоят дела политических партий на сегодняшний день?
— Для того, чтобы партия могла попасть в избирательный бюллетень, она должна преодолеть установленный законом ценз. 
В России существует несколько возможностей для попадания политической партии в бюллетень. В настоящий момент лишь трем партиям — КПРФ, ЛДПР и “Единой России” — не требуется ни вносить залог, ни собирать подписи. Эти партии уже доказали свою состоятельность, попав в Госдуму четвертого созыва. Остальные должны внести или залог, или со­брать подписи в свою поддержку. Избирательный залог сегодня равен 60 млн. рублей. Второй вариант — со­брать 200 тыс. подписей. Хочу напомнить, что в настоящий момент в стране около 108 млн. избирателей. То есть партия должна заручиться поддержкой 0,2 проц. всех избирателей. Сегодня трем из 14 партий (КПРФ, ЛДПР и “Единой России”) не нужны ни залог, ни подписи, четыре партии идут по избирательному залогу (СПС, “Патриоты России”, “Справедливая Россия”, “Яблоко”), остальные со­брали подписи.
Если партия пользуется достаточно широкой поддержкой избирателей, никакие цензы и юридические трудности ей не будут страшны, а истинный “авторитет” , которым она пользуется  среди населения, выраженный в цифрах, мы узнаем уже в ночь со 2 на 3 декабря при прямых включениях радио и телеканалов из здания Цент­ральной избирательной комиссии России.