Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Избирательный фонд

24.10.2007
5

Комментарий члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Елены Дубровиной.
Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана создать избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании. Несоздание его является основанием для отказа в регистрации федерального списка кандидатов.
 

При представлении партией документов для регистрации она должна предъявить в числе прочих документов первый финансовый отчет в качестве подтверждения создания избирательного фонда (открытия избирательного счета). В этот отчет согласно п. 1 ч. 2 ст. 68 ФЗ “О выборах депутатов…” включаются сведения по состоянию на дату, которая на пять дней предшествует дате сдачи отчета. Именно поэтому отчеты некоторых партий были абсолютно нулевыми, тогда как наряду с пустым финансовым отчетом партия представляла копию платежки, по которой она внесла
60 миллионов рублей избирательного залога.
Указанное обстоятельство вызывало недоумение и вопросы у представителей некоторых средств массовой информации, тогда как объяснение довольно простое — поступление средств в избирательный фонд и внесение залога были осуществлены после составления первого финансового отчета.
По закону политическая партия в течение всей избирательной кампании может потратить из избирательного фонда не более 400 млн. рублей.
Формируются избирательные фонды из собственных средств партий, а также из добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. При этом один и тот же гражданин может пожертвовать партии в течение всей избирательной кампании не более 280 тысяч рублей, а юридиче­ское лицо (организация) — не более 14 млн. рублей.
Запрещается вносить пожерт­вования в избирательные фонды: иностранным государствам, ино­странным организациям, ино­странным гражданам, лицам без гражданства, российским юридическим лицам с иностранным участием (более 30 проц.), международным организациям, органам государственной власти, органам мест­ного самоуправления, государ­ственным и муниципальным учреждениям, унитарным предприятиям, юридиче­ским лицам, в уставном капитале которых доля бюджетных средств более 30 проц., и прочим, то есть законодатель ввел запрет на использование иностранных денег, а также бюджетных средств в интересах любой партии на выборах депутатов парламента.
Впервые на выборах депутатов Государственной Думы пятого созыва закон дает право политическим партиям открывать счета и формировать избирательные фонды региональных отделений политической партии в субъектах Российской Федерации. На прошлых выборах вся федеральная кампания финансировалась из центра, и подчас у партии возникали проблемы со своевременностью оплаты эфирного времени, агитационных мероприятий в регионах, тем более с разными часовыми поясами.
Избирательные фонды региональных отделений могут формироваться с теми же ограничениями по источникам финансирования (иностранный капитал, бюджетные средства).
Предельные размеры избирательных фондов в регионах устанавливаются ч. 5 ст. 64 ФЗ “О выборах депутатов…” в зависимости от числа избирателей, проживающих на этих территориях. Эти средства могут быть использованы для оплаты избирательной кампании как на территории субъекта Россий­ской Федерации, в котором открыт избирательный счет регионального отделения политической партии, так и на любой иной территории России, поскольку закон не содержит ограничений на этот счет.