Что изменится в России с 1 мая 2024 года

В хитросплетениях пенсионной реформы

7

Схема расчета пенсии сегодня многих поставит в тупик. Правила арифметики тут не применимы. Это, скорее, выс­шая математика. Работники Пенсионного фонда признаются, что  первое время сами с трудом продирались сквозь хитросплетения формул.   Что уж тут говорить о простом пенсионере.

Вот и Иван Иванович Великанов шестой год пытается доказать в суде, что в размер пенсии его и жены вкралась ошибка. Скрупулезно вести расчеты он начал почти 10 лет назад, когда, по его мнению, ему в течение ряда месяцев недоплачивали несколько рублей. Но факт сей не подтвердился.
“Ошибочка еще круче”, по словам Великанова, произо­шла после 1 января 2002 года, когда заработала новая пенсионная реформа. Тут уж ему недоплатили, по его подсчетам, не десятки и сотни, а более 2 тысяч рублей. До сих пор приводит в недоумение пенсионера и тот факт, что жена, имея зарплату и трудовой стаж в два раза меньше мужниного,  “умудрилась” прибавку получить в 264 рубля, тогда как Иван Иванович в 211.
Эта ситуация стала предметом разбирательств сначала в суде, который после нескольких заседаний и совещаний принял сторону управления ПФР, а затем и в самом Новочебоксар­ском фонде, куда  по этому случаю приехали из Чебоксар заместитель управляющего отделением ПФ РФ в ЧР Татьяна Дроздова и начальник отдела по работе с обращениями граждан Инна Петрова.
“Мне кажется, что у меня вторую пенсию украли совсем (Великанов получает две пенсии — трудовую и государственную за особые заслуги перед Родиной. — Авт.), — объяснял Иван Иванович на встрече. — Ее не существует, осталась только трудовая. И из нее 450 рублей убираете”. Терпеливо, спокойно Т.Дроздова посвящала инвалида войны в “тайны” начисления пенсии: “Если по старому закону пенсия формировалась из одного источника, то есть за счет отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд, то по новому —  из разных. Часть дает государство из федерального бюджета, она  называется базовой, другая поступает из страховых взносов, поэтому она “страховая”. Естественно, тем гражданам, которым назначили пенсию еще по старому закону, невозможно оценить пенсию исходя из размера страховых взносов. И для того, чтобы перевести старую пенсию в новые нормы, с 1 января 2002 года произвели условное деление на базовую и страховую части. Государство “отвечает” за первую, за вторую платят  сами страхователи. Базовая была определена  в 450 рублей. У отдельных категорий она повышенная и составляет 900 рублей. При принятии новых правил никто из участ­ников и инвалидов войны не по­страдал. У всех в целом пенсия увеличилась”.
Появление составных частей, по мнению Инны Петровой,  ввело в заблуждение людей, в том числе и Великанова: “Он хочет, чтобы в пенсии сохранился старый размер, чтобы он фигурировал и в нынешних формулах. Новое деление его не устраивает”.
В основном же горожане с расчетами Пенсионного фонда соглашаются. “Закон есть закон,  — говорит Т.Дроздова. — Он определил правила исчисления размеров пенсии. Ну как с этим не согласиться?! Вторая пенсия Ивана Ивановича до 1 января 2002 года, по сути, исчислялась исходя из его трудового участия, а не из заслуг перед Родиной. Это не совсем правильно. Теперь государство берет на себя определенные обязательства, дает материальные гарантии воевавшему человеку.
Но идет переходный период. И пока не заработает в целом новая пенсионная система, пока экономика не начнет стабильно развиваться, подобные вопросы у поколения, которое в настоящее время не работает, будут”.
Великанов, надо сказать, не первый недовольный, кто обратился в Пенсионный фонд. Некоторое время назад ПФ и городской суд  осаждал еще один житель Новочебоксарска. Он дошел до Страсбургского суда. И остался при своих интересах.
 Великанову же работники Пенсионного фонда порекомендовали  размер пенсии “принять как факт”. Тем не менее Иван Иванович  собирается писать в Москву.
Светлана ИСАЕВА.