Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Рукотворным микстурам доверия больше

7

Открытием новой аптеки сегодня никого не удивишь: они растут как грибы после дождя. И ассортимент лекарств в них не чета тому, что был в приснопамятные времена Советского Союза. И, казалось бы, радоваться надо нынешнему изобилию, но, завалив покупателей медицинскими препаратами и сопутствующими товарами, аптеки, которые мы еще долго будем воспринимать как государственные, исподволь освобождаются от производства лекарственных средств.
 

Помнится, в аптеке № 97, что расположена по ул. Винокурова в центре Новочебоксарска, слева от входа находился производственный отдел. Очередь людей с рецептами в руках к окошечку была тут привычной. В основном стояли горожане пожилого возраста и молодые мамы. Ныне ничто не напоминает о прежнем профиле отдела. И выстраиваются сюда федеральные льготники.
Вопрос о необходимости сохранения производственных аптек совсем не праздный. Раиса Скворцова, не один десяток лет возглавлявшая аптеку № 97, считает: “Производственные аптеки нужны. В первую очередь пожилым людям с мизерной пенсией. Именно в них они могли бы за невысокую цену купить глазные капли, порошки, таблетки, растворы. А где приобрести лекарства для детей до года, ведь им для лечения требуются микроскопические дозы средства? Понимаю, что производственные аптеки нерентабельны, но в городе должна остаться хотя бы одна. При нормальной организации труда производство содержать можно”.
Не отрицает необходимость иметь в городе производственную аптеку и нынешний директор ГУП “Аптека № 97 г. Новочебоксарска” Лариса Капитонова. Сегодня, по ее словам, у нас три таких аптеки: № 42, 114 и 125. Первые две обслуживают население, третья — медицинские учреждения. Закрытие отдела по ул. Винокурова Лариса Петровна объясняет нехваткой кадров (“очень трудно найти аналитика”), дороговизной оборудования (“один автоклав стоит свыше 100 тыс. рублей”), жесткими санитарными нормами, отсутствием потребности в препаратах, изготовленных в аптеке, у самих жителей (“закупленные субстанции лежат без движения полгода-год”) и, безусловно, нерентабельностью производственных аптечных учреждений.
“Есть у нас одна закрытая аптека № 125, — рассказывает Л.Капитонова, — которая серийно производит инъекционные, инфузионные растворы для лечебных учреждений Новочебоксарска. Когда счет идет на тысячи единиц продукции, можно говорить о доходности, по­этому 125-ю содержим и оснащаем. Не думаю, что от закрытия отдела в аптеке № 97 по­страдали горожане, ведь 42-я и
114-я готовят лекарства для населения. К тому же изготавливаемые в 125-й растворы продают в 97-й”.
Среди причин, ведущих к закрытию производственных отделов, заведующая одной из городских аптек назвала и нежелание врачей выписывать рецепты, в которых надобно подробно указывать необходимые составляющие лекарства, их дозы и даже технологию приготовления. Так что доля ответственности лежит, получается, и на док­торах, ведь нет рецепта — нет и потребности. А вообще многие провизоры считают, что тех лекарств, что выпускает наша промышленность и зарубежная, вполне хватает для удовлетворения спроса покупателей. По данным же Приволжской фармацевтической службы, 34 проц. опрошенных ею людей считают экстемпоральные (изготовленные в аптеках) лекарства товаром наибольшего спроса, причем только 5 проц. подвергают сомнению их качество, тогда как готовых препаратов — 76 процентов.
Директор старейшего фармацевтического предприятия Чувашии — ГУП “Фармация”, аптеки которого изготавливают ежедневно более 8000 единиц стерильных растворов, микстур, порошков, — Валерий Филимонов настроен оптимистично: “Производственные аптеки будут существовать всегда. Но чтобы оставаться экономиче­ски эффективными, развиваться и конкурировать с коммерческими, мы идем на укрупнение. В Чебоксарах пять производственных аптек. Изготавливаемые в них лекарства эффективнее промышленных аналогов, доступнее и менее опасны, так как не содержат консервантов, добавок, стабилизаторов, что особенно важно для людей, страдающих аллергией. Даже в таких развитых странах, как Германия, Англия, есть так называемые стационарные аптеки, где сохранено индивидуальное изготовление лекарств”.
Светлана ИСАЕВА.