Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Все мы, все мы в этом мире тленны

09.03.2007 /
5

Еще в прошлом году Президент ЧР Николай Федоров обратил внимание муниципалитетов на состояние погостов в нашей республике. В Новочебоксарске, как известно, два городских кладбища. В содержании каждого есть свои проблемы. Какие именно, мы и выясняли.

Где хоронить?
Как давно начали хоронить на старом кладбище, в ОАО “Доркомсервис” (по договору с управляющей компанией в ЖКХ Новочебоксарска предприятие содержит и благоустраивает территорию погоста с 1998 года. — Прим. авт.) со всей определенностью сказать не могут. Раньше кладбище относилось к деревне Липово, и учет велся там. В “Доркомсервисе” хранятся документы лишь 1980 года и более позд­него времени.
Территория погоста занимает пять гектаров. Места на нем перестали выделять в 1995 году, когда открылось новое кладбище. Тем не менее и сейчас в некоторых случаях горожане находят здесь последний приют. По сведениям начальника производственного отдела УК в ЖКХ Новочебоксарска Александра Вахранева, в 2006 году на Липовском кладбище похоронены три человека на аллее Славы. На это дано специальное разрешение, в каждом случае речь идет об известных, заслуженных людях.
По данным же “Доркомсервиса”, за это время захоронений здесь было гораздо больше. Разрешали хоронить “в ограду” (если достаточно места) к близким родственникам и даже в так называемую “род­ственную” (по прошествии 20 лет) могилу. Санитарно-эпидемиологические нормы и существующее законодательство, по словам начальника ритуального цеха “Доркомсервиса” Сильвии Андреевой, это не запрещают. Конечно, в каждом случае вопрос рассматривали индивидуально.
Сейчас горожан хоронят на новом кладбище, оно насчитывает более 13 тысяч могил. Под него отведены 25 гектаров (вместе со зданиями, сооружениями, дорогами). Если в 1995 году тут похоронено около 500 горожан, то в 2006-м свыше тысячи.
В “запасе” пока 8 гектаров, отведенных под захоронения. Эти  земли расположены через дорогу, возле мусульманского кладбища. Заполнены они будут в течение пяти-шести лет.
В “Доркомсервисе” считают, что уже скоро нехватка территории может стать серьезной проблемой. Во-первых, отвод земель — дело долгое, занимает несколько лет. Во-вторых, земля обойдется городу в круглую сумму.

Семейное кладбище
Идея хоронить членов одной семьи (рода) поблизости друг от друга, конечно, не нова. Действительно, родственникам усопших было бы удобно навещать могилы родных, похороненных рядом. Для этого нужно оставить участки для будущих (через десять, двадцать, а то и более лет) захоронений. На действующем городском кладбище это невозможно. Потребуется слишком много “простаивающей” территории. Значит, в первую очередь нужен отвод земли. Предстоит также определить порядок и размер оплаты: придется ли выкупать участок либо оформлять в долгосрочную аренду. Как заметил начальник управления имущественных и земельных отношений горадминистрации Анатолий Кадеев, этот вопрос пока никем никогда не прорабатывался.   

Благоустройство не поспевает
Как определить, в каком состоянии кладбища? Наверное, во многом оценка будет субъективной. В “Доркомсервисе” говорят, что наши погосты обустроены лучше чебоксарских. Дорожки зимой расчищают, не приходится по пояс в снегу провожать в по­следний путь человека. Летом почти не увидишь неухоженных могил.
Да, работники предприятия стараются содержать оба погоста в надлежащем состоянии. При этом признают, что есть и трудности. Например, на старом кладбище сильно разрослись деревья. Их надо бы убрать, иначе они могут упасть и повредить ограды, памятники. Однако техника зачастую не может подъехать для формирования кроны деревьев и уборки территории. Все делается вручную. Кстати, именно по этой причине на новом кладбище запрещено ставить ограды выше 40 сантиметров, сажать деревья на могилах.
Как сообщил А.Вахранев, только на половину территории существующих захоронений на новом кладбище подписан акт приемки государ­ственной комиссии. Другую еще только предстоит благоустроить. Например, границы погоста обо­значены столбами, но металлической сеткой он огорожен лишь частично. Вообще, благоустройство за захоронениями не поспевает. К уже освоенным участкам только “подтягивают” асфальтовые дорожки. Значит, весной, чтобы навестить могилы родных, некоторым горожанам придется пробираться по неблагоустроенной территории.


Вандалы
Случаи кладбищенского воровства и хулиганства фиксируются не ежегодно, но все же... В нынешнем на старом кладбище зарегистрирована попытка кражи надгробного креста (злоумышленники хотели его распилить и сдать в пункт приема цветмета). Года три назад от рук вандалов там же по­страдали сразу 15 могил. Целые надгробия работники “Доркомсервиса” тогда установили на место, что смогли — привели в порядок. Однако расколотые на части памятники родственникам пришлось менять самим. Все понимают, что финансовые затраты в данном вопросе не главное. Страшно и больно, когда оскверняют память о близком тебе человеке.
В ночное время оба кладбища сейчас никем не охраняются. Дежурства сторожей отменили несколько лет назад, но проблему нужно решать. Существуют разные точки зрения на нее. Например, такая: пусть лучше кладбище будет безлюдным, чем к вечеру у пьющего сторожа станут собираться подозрительные личности. Оппоненты возражают:  даже свет в окне сторожки способен отпугнуть злоумышленников. И те, и другие, впрочем, соглашаются, что милиционера к каждой могиле не приставишь, а периодическое появление в округе патрульных машин не решает проблему в целом. Вопрос “Как оградить память близких от осквернения?” остается открытым.
Андрей СЕРГЕЕВ.

Планы
Первый заместитель главы города Вениамин Артемьев рассказал о планах администрации Новочебоксарска по благоустройству город­ских погостов. На старом кладбище — проложить около 100 квадратных метров асфальтового тротуара к зоне почетных захоронений, по возможности убрать старые, больные деревья, реконструировать площадку для прощаний, заменить неисправные калитки в ограде. На новом — уложить более тысячи квадратных метров асфальтобетонного покрытия, отремонтировать административно-бытовой корпус, обустроить зону почетных захоронений.