Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Родоначальница

05.03.2007
4

Радость матери в детях. В них и горе, если выросли никуда не годные отпрыски. А если ребятишек много и ни за одного не пришлось краснеть? Наверное, счастливее женщины не сыскать! Так думала после встречи с матерью-героиней Апполинарией Кузьминичной Новиковой. Она родила одиннадцать детей. А воспитала и того больше...

Это лишь часть большого семейства.

Семья у Поли могла бы тоже стать многодетной. Родилось
8 детей, но все, кроме нее, умерли в младенчестве. И росла она у родителей одна-одинешенька. Позже детям объясняла, почему их так много: “У меня нет родных, поэтому хотела много родить, чтобы было с кем посоветоваться, поговорить, к кому в гости сходить”.
Мечта о большой семье сбылась. У нее 22 внука, 4 правнука, и вместе с зятьями и снохами наберется 50 человек. Навести-ка всех! Но Апполинария Кузьминична всегда была легкой на подъем, не любила сидеть на месте. И, несмотря на то, что скоро  ей исполнится 80, что перенесла два инсульта, по-прежнему любит ходить в гости. Дети ее берут с собой всюду: на дни рождения, юбилеи, свадьбы. А минувшим летом совершили вместе поездку по местам молодости родителей. К той землянке в Козлов­ском районе, в которой когда-то они жили, к останкам печей существовавшего там тогда завода стройматериалов, где мать и отец работали.
Читатели удивятся: у матери-героини почти сорокалетний трудовой стаж. То есть с деть­ми Апполинария Кузьминична долго дома не сидела, выходила на работу. И выполняла свое дело не спустя рукава, а так, что награждена медалью “За трудовую доблесть”. Естественно, не остался не отмеченным ее труд без выходных и праздников — материнский. Она удостоена “Медали материнства” двух степеней, всех трех степеней ордена “Материнская слава”, ордена и звания “Мать-героиня”.
Муж Апполинарии Кузьминичны Петр Александрович, когда ей вручали эти награды, обмолвился было: “А мне?” Над его возгласом посмеялись, хотя вряд ли можно было не только создать, но и поднять большую семью без его участия, без его уверенности: “прокормлю”, без любви к детям. Сейчас с нескрываемой гордостью показывает награды Апполинарии Кузьминичны: “У нее медалей больше, чем у меня, фронтовика. Но заслужила! Повезло мне с женой, с деть­ми тоже — на них не нарадуюсь”.
А уж как повезло Поле с супругом! В церковь ходила, Бога просила: “Дай мне мужа, чтоб не пил, не курил и меня любил”. Домой со службы пришла, а там Петр сидит. Вспомнила, что знакома с ним с детства, когда в Ивановской области в 30-е годы ее семью вместе с другими беженцами приютили родители Петра. В одном доме жили, в одну школу ходили. И вот судьба свела снова.
Шел сентябрь 1950 года. Петр только что демобилизовался. Пока был на фронте, умерла мать, получив в
44-м похоронку о его смерти, не до­ждался возвращения сына и отец. На попечении Петра остались малолетние братья и сест­ра. Так что жених был с “хвостом”, но уже через месяц Поля отправилась с ним в загс, даже не предупредив отца с матерью. На обратном пути молодожены зашли в столовую, купили пирог с повидлом, портвейн и с повинной головой обратились к родителям: “Хотите ругайте, хотите нет”. Те только ахнули, но обратной дороги не было.
Апполинария Кузьминична заменила родителей братьям мужа, а его сестренка стала называть молодую женщину мамой. Потом пошли свои дети.
Произошедший случай, когда появился на свет одиннадцатый ребенок, показал, что в серд­це многодетной матери найдется место и для чужих людей. Пошла она  за водой, у колодца встретила женщину с грудным ребенком на руках. Оказалось, ее мужа посадили в тюрьму, а свекровь выгнала невестку. Идти было некуда, вот и решила она малыша в колодец бросить, да и сама  утопиться. Апполинария Кузьминична привела отчаявшуюся женщину в свой дом, и несколько лет та жила у Новиковых, пока супруг не освободился и не забрал ее.
Петр Александрович к своей жене как к королеве относился. (Да и по сей день как за королевой ухаживает — во многом благодаря его усилиям она смогла подняться по­сле инсультов.) Не жалел денег на наряды, шкаф у Поли аж не закрывался — столько было платьев. Односельчане косо поглядывали: все в чувашской одежде, а эта опять в кримплене. Большая семья, как ни странно, первая в поселке приобретала только-только появлявшиеся новинки бытовой техники: первый телевизор (со всей округи прибегали посмотреть), первый холодильник, самый современный проигрыватель.
Супруги никогда не ругались. Изредка Петр пытался выразить несогласие, но потом все равно соглашался с матерью своих детей. Вспомнил, например, как однажды он пришел уставший с работы, а Поля решила начать новый дом строить. Уже и бревна купила, предложила мужу: “Иди к трактору, разгружай”. — “Думаешь, сможем построить?” — “Начнем — построим”, — ответила она. И потом сама после работы помогала во всем: и пилить, и строгать.
В 50 лет Апполинария Кузьминична официально вышла на пенсию и решила, раз старшие дети уехали в город учиться-работать, надо поближе к ним перебираться. Отправила супруга в Новочебоксарск зарабатывать квартиру. В 80-м вся семья переехала сюда, но в общежитие. Чтобы решить проблему с жильем, мать-героиня отправилась в Москву в Президиум Верховного Совета РСФСР. Через месяц после поездки квартиру дали.
Активность, решительность, нежелание останавливаться на достигнутом характеризуют эту женщину. В Новочебоксарске, несмотря на возможность заслуженно отдохнуть, Апполинария Кузьминична вновь устроилась на работу и протрудилась в сфере жилищно-коммунального хозяйства 15 лет. Новиковы приобрели в городской черте две дачи, где у них были две коровы, поросята, куры, гуси, кролики, нутрии. Работа, большое хозяйство, многочисленное семейство способны вымотать любую женщину, но не Апполинарию Кузьминичну. Дети вспоминают, как по выходным она будила их в 6 утра: “Так, вставайте, живо одевайтесь и на Волгу. Едем на экскурсию в Казань”. В следующее субботу-воскресенье — в Ульяновск. Потом в Моск­ву. В Чебоксарах же все музеи уже обошли.
Дети выросли. Трудятся в медицинской, строительной отраслях, в образовании, в сфере пожарной охраны, есть военнослужащие, у половины из них — выс­шее образование. Многие занимают руководящие должности. У всех замечательные семьи. Сыновья не пьют, не курят. Дочери строго выполняют заповедь мамы: “Хотите быть хорошими снохами, ваша газовая плита и полотенце должны быть в идеальном состоянии, это лицо женщины”.
Лишь с одним ребенком мать хлебнула горя. Перед этим Апполинарии Кузьминичне сон приснился, как будто кружит над цыплятами коршун, одного схватил, а это и не цыпленок вовсе, а ее сын Вовка, кричит: “Мама, спасай остальных!..” Через несколько дней он попал в аварию на машине, поехав по делам производства. Его смерть и подкосила Апполинарию Кузьминичну,  тогда она слегла с первым инсультом.
…Петр Александрович сейчас по утрам по нескольку часов делает массаж жене, растирая тело мазями на травах собственного приготовления. Приглашает на прогулки по… квартире, чтобы Апполинария Кузьминична двигалась, ведь движение для нее всегда было непременным условием жизни. И надо быть в форме —
8 марта, как всегда, дети придут по­здравить ее с женским днем, который, как и День матери, стал в этой семье одним из главных праздников.
Светлана СМИРНОВА.