Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Предлагайте, просите, жалуйтесь

10.11.2006 /
5

Многих из нас что-то в жизни не устраивает. Это могут быть график работы общественного транспорта, неблагоприятная экологическая ситуация, не дающий уснуть ночной шум... Вероятно, у кого-то имеются предложения по благоустройству городских улиц, рекомендации по совершенствованию нормативно-правовых актов. Все граждане имеют право обратиться в органы государственной власти, местного самоуправления, к должностному лицу (тому, кто осуществляет полномочия представителя власти или выполняет организационно-распорядительные, административно-хозяй­ственные функции в этих органах) на основании Закона РФ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”, который вступил в силу 1 ноября 2006 года. 

 Просьбу о содействии в реализации и защите конституционных прав, предложения и заявления можно направлять письменно (в этом случае надо придерживаться определенных требований, например, указать фамилию, имя, отчество, адрес, чтобы смогли с вами связаться). Рассказать о своих проблемах вправе в ходе личного приема, а также по информационным системам общего пользования. Во всех случаях чиновники обязаны принять меры в течение 30 дней.
Если в обращении содержатся вопросы, которые должны решать иные органы, письмо в течение семи дней переадресуют туда, а гражданина об этом должны уведомить. Однако запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государ­ственный орган, орган местного самоуправления или должност­ному лицу, решение или дей­ствие (бездействие) которых обжалуется. К сожалению, на практике зачастую все так и случается: письмо, направленное в вышестоящую инстанцию, возвращается руководителю того органа, на которого человек жалуется. Видимо, “срабатывают” корпоративные интересы.
Случается и так. Указал человек на недостатки в работе чиновника, а его за это грозятся уволить. Разве мало подобных примеров? Законодатели предусмотрели гарантии без­опасности гражданина в связи с его обращением. Так вот, теперь законодательно закреплена норма, запрещающая преследование за критику деятельности органов и должностных лиц.
В новом законе есть также статья, предусматривающая возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов. Если гражданин считает, что тот орган, куда он обратился с жалобой, своим действием или бездействием при ее рассмотрении нарушил законодательство, он вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков и компенсации морального вреда.
Многие граждане, конечно, и до вступления в силу данного закона обращались в разные инстанции с волнующими их вопросами, только проблемы порой оставались нерешенными. Да и отвечать им чиновники не спешили. Либо отмахивались отписками, давали обещания, которые не выполняли.
При подготовке материала специально проанализировала официальные сайты органов местного самоуправления, министерств и ведомств. Благо Интернет позволяет и такую форму обращения граждан. И люди, действительно, задают вопросы. Только мало кто из чиновников на них реагирует. Если Министерство юстиции использует гостевую страницу для ответа на вопросы граждан, то работники Арбитражного суда ЧР для того, чтобы посылать коллегам приветы, а вопросы граждан, похоже, игнорируют. Руковод­ство Управления “Роснедвижимости” по ЧР во­все отгородилось от посетителей гостевой книги словами “Основанием отказа в рассмотрении интернет-обращений являются...”, и перечислены четыре причины. При этом в качестве довода, почему ведомство не желает давать ответы на обращения населения, приводится постановление правительства РФ.
Начнут ли проявлять чуткость к гражданам государственные органы власти, местного самоуправления, должностные лица теперь, когда вступил в силу новый федеральный закон? По­смотрим.
Галина
МИРОНОВА.