Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Торгуют... бесплатным ремонтом

5

“Продавец вправе установить на товар гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок, установленный изготовителем”, — гласит пункт 7 статьи 5 Закона РФ “О защите прав потребителей”. Всегда воспринималось это “право” торгового работника, как пустой звук в законе, — настолько слаба вера в бескорыстие людей, работающих под лозунгом “прибыль прежде всего”.

Однако появился прецедент. Одна из чебоксарских фирм, торгующих бытовой техникой, начала предлагать товары с гарантией три года вместо одного, установленного изготовителем. Правда, продавцы назвали эту гарантию сертификатом, да еще и деньги за нее спрашивают. В общем, торгуют правом на бесплатный ремонт.
Покупателям в магазине объясняют: вы берете холодильник, но к нему не забудьте купить наш сертификат (он стоит примерно 10 процентов от цены товара). По этому сертификату в течение трех лет мы будем бесплатно ваш бытовой агрегат ремонтировать. По­требитель,
услышав слово “бесплатно”, радостно отсчитывает дополнительную сумму.
Еще больше, наверное, рад продавец. Он-то знает, что в случае производственного брака товар бесплатно должны ремонтировать в течение двух лет, независимо от того, какая гарантия и есть ли она вообще. Более того, на третий год владельцу холодильника магазин планирует предоставить бесплатно лишь саму услугу по ремонту, а все вышедшие из строя, как правило, дорого­стоящие запчасти ему придется оплачивать самому. Ремонт стоит рублей 100-200, за сертификат взяты 1000-2000, как работнику прилавка не радоваться?
А недавний случай показал, что магазин не выполняет своих обязательств даже по сертификату. Покупатель приобрел в нем в кредит видеокамеру за 20 тысяч рублей плюс сертификат за две с половиной тысячи. Вскоре видеоаппарат вышел из строя. Довольный, что предусмотрел поломку, потребитель сдал товар в магазин на гарантийный ремонт. Через полмесяца, обнаружив вдруг нехватку шурупов, ему в услуге отказали. Тогда он потребовал расторгнуть оба договора (и о покупке, и о дополнительном сервисе) и вернуть все уплаченные деньги. Это требование потребителя тоже осталось невыполненным. Обескураженный, он пошел за помощью в союз “В защиту прав потребителей”. Иск, составленный там о взыскании с торговой фирмы стоимости видеокамеры и сертификата — 22,5 тысячи рублей, неустойки за просрочку выполнения требований — 7 тысяч, расходов на юридическую помощь — 1 тысячи, процентов по кредиту, морального вреда, направлен в суд.
Светлана СМИРНОВА.