Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Тут недостача, там “конверт”

25.09.2006 /
6

Недавно еще одну круглосуточную частную торговую точку поглотила сеть магазинов самообслуживания. Узнав о смене учредителя, весь коллектив, от продавцов до заведующей, написал заявления об увольнении. В положенное время им выдали трудовые книжки и зар­плату. Официальную… 

Коллаж Валерия Бакланова. 

Бывший директор магазина обещал выдать и оставшиеся суммы, которые именовались обычно “премиями” и ни в каких бумагах не значились. Но просил подождать, пока новые хозяева расплатятся с ним. Через месяц он сообщил, что день­ги продавщицы не получат. По самым скромным подсчетам, прежний работодатель остался должен им около 70 тысяч рублей. Поскольку официальная зар­плата была в 2–3 раза меньше, чем премия, каждый из бывших сотрудников магазина недополучил от двух до четырех тысяч.
 Тот, кто соглашается на низкую официальную зарплату, кое-что выгадывает для себя. Самое главное — возможность получить субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг. О незначительных отчислениях в Пенсионный фонд молодые женщины (основной контингент стоящих за прилавком) пока не задумываются. Им кажется, что до пенсии далеко. Но даже если и не устраивает подобная система оплаты, предпочитают молча терпеть. Работу найти сложно, а в частных точках зарплата в “конверте”, увы, обычная практика.
А теперь представьте, в каком положении оказывается работник после расторжения трудового договора. Даже если станут выплачивать 75 проц. от среднемесячного размера заработной платы, вряд ли можно прожить на такую мелочь, пока ищешь новое место. Не намного сумма будет отличаться от минимального пособия по безработице. А сколько теряет женщина, уходящая в отпуск по беременности и родам, если его оплачивают исходя из официального оклада!
Впрочем, продавщица, проработавшая в част­ном магазине до 30 недель беременности, — это нонсенс. Знакомая девушка стояла за прилавком с заметно округлившимся животиком. Но по трудовой книжке она числилась сторожем, а отрабатывал за нее отец. Другие вставали на учет в Центр занятости и продолжали исправно ходить на прежнюю работу. Документы на оформление декретного отпуска они подавали в отдел социальной защиты населения.
В Трудовом кодексе четко прописано, что увольнять беременных нельзя. Как это удается хозяевам частных магазинов, сложно сказать.
Можно предположить, что над любой продавщицей дамокловым мечом висит недостача, которую на нее могут всегда “повесить”. Чаще всего ее “подкидывают” работницам продуктовых отделов и магазинов самообслуживания. При этом даже в крупных торговых сетях с громкими именами, бывает, сотрудники не получают не только обещанной зарплаты, но и оказываются в должниках. Остается только ждать, чтобы наш частный бизнес поднялся до уровня европейского.
Впрочем, есть и другой путь: не ждать, а решительно дей­ствовать. Некоторые по-боевому настроенные молодые люди готовы призвать к ответу работодателя за малейшее нарушение законодательства, например, неправильно оформленную трудовую книжку. А руководитель, раз обжегшись, не захочет впредь объясняться с инспекцией труда, которая реально может помочь незаслуженно обиженным, правда, иногда спорные моменты решаются только в суде.
Ольга ИВАНОВА.