Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Сорока-белобока поможет говорить

19.04.2006 /
7

Ребенок не говорит либо говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году произносит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу. Последние полагают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И ошибаются.

Чаще всего проблемы с речью отражаются на общем развитии ребенка, так как не позволяют активно общаться и играть с ровесниками, затрудняют познание окружающего мира, отягощают эмоционально-психическое состояние. Однако если вовремя помочь малышу, эти проблемы можно успешно решить.
У нормально развивающегося ребенка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года 2 месяцев — 1 года 3 месяцев он не произносит ни одного слова, нужно бить тревогу. После полутора лет у ребенка в норме двухсловные предложения: “Мама, дай”, “Папа, би-би”. Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300, а к концу третьего возрастает в 3-4 раза. Появляются многословные предложения. Ребенок способен рассказать почти наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В три года правильно произносит большинство звуков речи.
Заботиться о своевременном развитии речи необходимо с первых недель жизни новорожденного: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним. Особенно тесно связаны становление речи и развитие движений пальцев рук. Кисть руки — это “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат.
Тренировать пальчики малыша можно уже с 6-7 месяцев. Начинать желательно с массажа кистей рук: поглаживать их в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем сгибать и разгибать каждый палец. Всем известные игры — “Ладушки”, “Сорока-белобока”, “Коза рогатая”, “Пальчики” — не требуют подробных объяснений и очень уместны в этот период.
Тренировку движений пальцев рук можно начинать с простого упражнения: сжимать пальцы в кулак, затем разжимать их. Ребенку не надоест показывать, какой он сильный: попросите его сильно сжать свою руку, а затем перетянуть через условную черту.
Еще упражнение: переплести пальцы обеих рук — сделать “елочку”. Растянуть в стороны руки, положенные пальцы в пальцы, — “открыть замок”.
Тренируйте движение каждого пальца, поочередно сгибая и разгибая их.
Можно поиграть: “Кто быстрее прибежит?” (правая или левая рука), перебирая пальцами по столу.
Не уставайте изо дня в день повторять названия предметов, действий, направлений, движений. И наступит день, когда ваше дитя само назовет вслед за вами много раз повторенное слово.          
Ольга ЗАХАРОВА, логопед детской больницы.