Первый правовой AI-ассистент ИСКРА

Российские МФО расширяют клиентскую сеть

31.08.2021
Российские МФО расширяют клиентскую сеть


Компании микрокредитования России хотят выйти на международные рынки. МФК спустя пару лет вновь начали интересовать рынки других государств. ГК Eqvanta открыла дочернюю фирму во Вьетнаме, а «Финбридж» собирается начать работать в Индии. Кредиторов привлекает высокое число жителей и низкое развитие финансовых услуг. Но имеются и существенные риски, к которым относятся нестабильные валюты, неразвитость электронных способов оплаты (такие как микрозаймы на Киви кошелек, Юmoney и др.) проблемы со скорингом заемщиков, незнание местного менталитета.

ГК Eqvanta ранее никогда не работала на международных рынках. Ее руководство в лице А. Клейменова заявило, что компании понадобится около 2 млн. долларов инвестиций, чтобы вывести проект на безубыточность. В эту сумму входят затраты на IT-инфраструктуру, рекламу, формирование финансового портфеля и прочие моменты. По словам руководителя микрофинансовой организации, ожидать окупаемость инвестиций и получение первой прибыли можно через три года работы на рынке Вьетнама.

Перед началом работы во Вьетнаме, Eqvanta провела собственное исследование на предмет перспектив различных рынков в ЕС, Азии и Африке. Максимальный потенциал имеет азиатский регион. Там много населения (более 100 млн.) при низком проникновении кредитных услуг. При этом технологии и интернет развиты гораздо лучше, чем в России (на тысячу жителей Вьетнама смартфонов и планшетов больше чем в РФ в два раза). МФК из России уже пробовали выйти на рынки других стран в недалеком прошлом.

К примеру, МФК «Финбридж» в течение трех лет занимается развитием платежного сервиса на Филиппинских островах и во Вьетнаме. На март был запланирован запуск проекта в Индии, но старт было отложен в связи с коронавирусным кризисом. В регионе пока наблюдается крайне сложная эпидемиологическая ситуация, но российская компания не собирается менять свои планы. МФК «Финбридж» готовы проинвестировать в проект до 10 млн. долларов, так как видят перспективы в данном рынке. По словам экспертов, он гораздо более привлекательный, чем российский. Темпы роста сегмента микрокредитования в Азии могут быть просто впечатляющими.

В онлайн-платформе Webbankir тоже изучают возможность вывести бизнес в Азию и Латинскую Америку. Российский бренд «Лайм-Займ» уже около двух лет представлен в Мексике и ЮАР. Директор компании рассказал, что им интересны развивающие рынки, которые демонстрируют рост в районе 40-70% в течение года. Решающее значение в принятии решения о работе в той или иной стране отводится действующему законодательству.

Начало работы на каждом новом рынке имеет множество рисков, среди которых безопасность и идентификация клиентов, привычки потребления, уровень доходов населения, скоринговые модели и прочее. Существует и валютный риск, так как выход на международные рынки осуществляется в долларах, а активы считаются в местных валютах, которые чаще всего нестабильные. Руководитель СРО «МиР» Э. Мехтиев утверждает, что естественным путем развития любого бизнеса является расширение, поэтому выход на международные рынки вписывается в данную концепцию.

Государства Азии, Африки и Латинской Америки идеально подходят для развития, так как обладают значительным потенциалом. В целом, МФК из России начинают работать на международных рынках в том случае, если уже не видят дальнейшего потенциала в РФ или обладают такой моделью ведения бизнеса, которая подходит для конкретного региона или государства.

В Контакте