Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Салман Майрукаев: Нохчалла – в крови каждого чеченца

Салман Майрукаев с ребятами из ансамбля “Дети гор”. Фото из личного архива С.МайрукаеваСалман Майрукаев:  Нохчалла – в крови каждого чеченца чечня чеченцы

Салман Майрукаев с ребятами из ансамбля “Дети гор”. Фото из личного архива С.Майрукаева


0

Россия — многонациональное и многоконфессиональное государство, в котором бок о бок живут представители почти двухсот национальностей. При этом зачастую мы имеем весьма скудное представление об особенностях жизни, обычаях и традициях соседствующих с нами народов. Что мы, например, знаем о жителях Кавказа, об их менталитете? Насколько сложившийся понаслышке этнический портрет чеченцев реально соответствует дей­ствительности?
В рамках Школы межэтнической журналистики мне довелось побеседовать с представителем Главы Чеченской Республики в Чувашии Салманом Майрукаевым и поближе познакомиться с устоями и традициями чеченцев.

— Салман Султанович, вы уже более десяти лет представляете интересы народов Северного Кавказа в нашей республике. А как судьба вас самого занесла в Чувашию?
— Приехал сюда в 1994 году в поисках работы, так как в Чечне в то время ее попросту не было. Устроился на мясокомбинат в Канаше, где считался самым молодым специалистом: мне было 26 лет. Потом и семьей обзавелся. Свадьбу, кстати, играли в Чувашии.  
— И как вас здесь приняли?
— Знаете, отлично. Если бы было плохо, наверное, не жил бы здесь столько лет, не создавал бы семью. Долгое время руководил довольно крупным предприятием, в котором работали практически одни чуваши. Знаете, никаких конфликтов за эти годы с ними у меня не было. И сейчас никто мне не говорит: “Вот, ты чеченец, ты не русский! Понаехали тут!”
Когда меня спрашивают о том, как в Чувашии обстоят дела с национальным вопросом и решаются ли, отвечаю: “Никак. Его там просто нет”. В Чувашской Республике нет национальной ненависти и конфликтов на этой почве.  Я благодарен чувашскому народу за то, что здесь понимают и принимают людей разных национальностей, доброжелательны и отзывчивы, находят общий язык и, если надо, поделятся последним куском хлеба.
И правильным считаю необходимость соблюдения законов и правил поведения, а также обычаев народа того региона, в котором проживаешь. При этом и о своих традициях не нужно забывать. Два раза в год езжу на родину.

Мужчина — хозяин своего слова
— У каждой нации есть основополагающие черты характера. Какие они у чеченца?

— Стоит отметить, что у мужчин и женщин они совершенно разные. Для мужчины-чеченца чрезвычайно высока цена слова, поэтому он должен быть хозяином своего слова и не имеет права предавать своих убеждений. Быть человечным, порядочным. Быть нохчем.
— Что значит “быть нохчем”?
— Нохчо — чеченец. Понятие “нохчалла” включает в себя множество обязательств, возложенных на чеченца. Это все особенности чеченского характера в одном слове. Оно включает в себя свод правил этики, обычаев, традиций, принятых в чеченском обществе, является своеобразным кодексом чести, который в традиционной семье ребенок впитывает, как говорится, с молоком матери. Это уважение ко всему окружающему, почтение к старшим, родственникам, бережное отношение к женщине и гостеприимство.
А характерные черты женщины — это скромность, воспитанность, сдержанность, умение готовить, хозяйственность. Существует ошибочное мнение о роли чеченских женщин в семье. Да, мужчина — глава семьи, но женщина занимает особое место: она хозяйка домашнего очага. У нас нет слова “мать”, только “мама”. По-чеченски “нана”. Мама для детей — святая. Для чеченца не знать языка матери считается позором.
— Таким же, как не уметь танцевать лезгинку?
— У народов Кавказа не принято говорить “я не умею танцевать”. У нас танцуют даже дети. Ребенок может не уметь держать ложку в руках, но лезгинку непременно станцует.
Танец живет всю жизнь. Выслали чеченский народ в Сибирь на 13 лет. Есть было нечего, люди с голоду умирали, но танцевали. В Чеченскую кампанию 1998 года в Грозном танцы и даже музыка были под запретом, но люди все равно танцевали. И сейчас танцуют и будут танцевать.
Танец как молитва. Это душа нашего народа. В лезгинке выражена вся наша жизнь, наша история и любовь. На первый взгляд может показаться, что лезгинку все танцуют одинаково, но это не так. Возможно, движения похожи, но у каждого чеченца свой неповторимый танец, как отпечаток пальца человека. Это почерк.

Уважение и почитание превыше всего
— Расскажите о традициях чеченского народа.
— Мы очень ревностно относимся к своим обычаям, традициям. Все они жизненные. Это скорее образ жизни. Когда в дом заходят старшие или просто посторонние, дети должны встать. За столом со старшими они не садятся, уходят в отдельную комнату. Молодой человек идет со старшим рядом по левую сторону, чтобы было удобно его подхватить, если тот, например, споткнется.
Юноша и девушка могут встречаться только на людях, в общественных местах. Если отец узнает, что сын закурил, то предупреждает о недопустимости курения через мать и сам бросает пагубную привычку.
В наших семьях есть правило: отец сказал, мать сделала, дети исполнили. Так проявляется уважение к старшим. Мужчина в семье главный. Он принимает решения, обеспечивает семью всем необходимым. Жена и дети должны быть накормлены, одеты, они ни в чем не должны нуждаться. Если мужчина не может взять под опеку свою семью, то он не мужчина. Жена должна быть под защитой мужа своего, а не муж за счет жены жить.
— Сколько детей в традиционной чеченской семье?
— Минимум пять-шесть. У меня их шестеро, скоро на свет появится седьмой.
— Как же всех их содержать?
— С голоду пока никто не умер. Да и соседи не дадут умереть твоим детям, если ты хороший человек. Так у нас заведено. В Чечне не было и нет детских домов и домов престарелых. Если человек немощный и остался один, то первым делом о нем должен позаботиться совет его тейпа. На улице он точно не останется, обязательно кто-нибудь из родственников его примет. То же касается и детей.
И еще скажу, за усыновленных детей никто от государства не просит денег. Даже если ребенок совершит какой-то проступок, отвечать за это будет старший семьи.

Родовой союз
— Вы упомянули про тейп. Что это?
— Тейп — это определенная группа, родовой союз, у которого есть свое село, расположенное в горах, своя башня и гора, закрепленная за ним. Никакие правила этого не изменят. Это примерно как у чувашей: есть низовые и верховые.
Во главе каждого тейпа стоит совет старейшин. Члены тейпа поддерживают друг друга, помогают решать конфликты. Если ко мне пришел мой кровник и попросил защиту, какой бы он проступок ни совершил, я обязан его принять и защитить. По крайней мере, до тех пор, пока не разрешится ситуация.
Немаловажно, что представители одного тейпа не сочетаются друг с другом узами брака. Жених и невеста должны быть из разных тейпов. При этом женщина после замужества принадлежит своему же тейпу, а вот ребенок входит в тейп отца. Это строго.

Невест у нас не крадут
— Как празднуют свадьбу на Кавказе?
— Трудно передать словами весь колорит торжества. Здесь уместно будет сказать, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Праздник этот по большей части для гостей. На свадьбе жених и невеста не бывают вместе.
Хочу отметить, что в Чеченской Республике девушек не выдают замуж насильно, против их воли. Это только в фильмах такое показывают. У нас брак заключается с согласия жениха и невесты. Кроме того, уже несколько лет запрещено похищать девушек. А муллам и имамам мечети нельзя заключать брак, если девушку украли.
— Может ли чеченец жениться на представительнице другой национальности?
— Это не запрещено. А вот чеченские девушки не выйдут замуж не за чеченца. Связано это с тем, что чеченский народ имеет трудную историю и тяжелую судьбу: всю жизнь он был уничтожаемым кем-то, все время в боях, войне. Возможно, поэтому так крепко развито желание сохранить свой генофонд.  
Национальность имеет значение в личном отношении. Не надо делить людей на хороших и плохих по национальности. Такие найдутся в любой народности. Надо стараться понимать друг друга во всем, слышать и слушать, проявлять уважение.
— На ваш взгляд, есть что-либо общее между чувашами и чеченцами?
— Бывал в чувашских деревнях и заметил, что молодежь в глубинке с почтением и уважением относится к пожилым. Это, наверное, есть у всех национальностей.
А вообще, чтобы иметь полное представление о чеченском народе, нужно обязательно посетить наши живописные края. Кстати, в последние годы руководство Чеченской Республики во главе с Рамзаном Кадыровым уделяет особое внимание развитию спорта и туризма — разрабатываются специальные программы для более комфорт­ного пребывания гостей из соседних регионов.
— Что нужно знать туристам, решившим поехать в Грозный?
— Ни один таксист не посадит к себе в машину мужчину в шортах. Такие правила, менталитет. У нас не курят на улице и не употребляют спиртного. А вот носить платок никто не заставляет. Это часть национального наряда чеченок. Хочешь — надеваешь, не хочешь — не надеваешь. Никто не станет ущемлять ваши права.
— А какие места посоветуете посетить?
— Приехав в Грозный, обязательно загляните на самый красивый проспект, который носит имя Президента РФ Владимира Путина. Здесь расположена и одна из крупнейших в России мечетей — имени Ахмата Кадырова “Сердце Чечни”.

  • Салман Майрукаев с ребятами из ансамбля “Дети гор”. Фото из личного архива С.Майрукаева