Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Первый шаг Андрея Васильева в историю кино

Андрей Васильев. Фото Бориса ФилатоваПервый шаг Андрея Васильева  в историю кино

Андрей Васильев. Фото Бориса Филатова


1

26-летний режиссер Андрей Васильев навсегда вписал в историю Чебоксарского международного кинофестиваля не только самое известное чувашское произведение — поэму “Нарспи” Константина Иванова, но и свое имя.
Этот фильм, снятый по мюзиклу Николая Казакова и Бориса Чиндыкова, стал первым, удостоившимся чести быть показанным среди конкурсных работ. “Нарспи” высоко оценило жюри, присудив специальный приз и открыв тем самым дорогу чувашским фильмам на большой экран.
— Расскажите о себе: где вы родились, учились, как стали режиссером?

— Родился в Чебоксарах, учился в 6-й школе, потом поступил в Чувашский институт культуры и искусств. Подал документы на актерский, но из-за картавости не взяли, и я легко поступил на режиссерский. Тогда и представить не мог, как сильно может нравиться кино.
Все началось с фильма Андрея Звягинцева “Возвращение”. У меня в душе, в голове, в отношении к окружающему миру все поменялось. По-другому начал относиться к жизни и по-другому стал смотреть на кино. Конечно, я и до этого видел фильмы, но этот перевернул во мне все, и именно благодаря ему я захотел снимать. Начал читать учебники по кинорежиссуре, теории и истории кино, монтажу, смотреть классиков, каждый день по одному фильму.
После института продолжал изучать кинорежиссуру, но по­ступил в Русский драматиче­ский театр в Чебоксарах помощником главного режиссера Ашота Восканяна. Мне нравилось у него работать. Я получил фундаментальные знания по режиссуре, сидел на каждой репетиции, смотрел. И не только специальные знания, но и жизненные. Например, Ашот Геворкович требовал, чтобы каждый артист приходил на репетицию вовремя. И мне нравилось такое его отношение к работе. Трудился у него год и захотел узнать еще больше, поехал в Санкт-Петербург. Меня взяли в театр им. А.Миронова, но оформить не успели. Пришлось уехать из-за того, что не смог найти подходящее жилье за те деньги, которые у меня тогда были. А их было немного.
Вернулся в Чебоксары и начал работать в филармонии с Николаем Казаковым. Через год родилась идея снять фильм “Нарспи”. Мы хотели сделать концертную версию мюзикла. Была сложная ситуация с труппой, она не то что распадалась, нет, просто люди уходят: они не могу дер­жаться за это всю жизнь, у них дети, семья. Николай Нилович захотел запечатлеть “Нарспи”, сказал: “Давай снимем”. Я сразу согласился.
— Как проходили съемки?
— Ежедневно в течение полутора месяцев с 8.30 до 9.00 вечера каждую сцену отрабатывали по отдельности. Это муторно, сложно. Взял в помощники двух операторов Данилу Алимасова из студии “ААА” и Женю Герасимова из “Chebmotions”. Благодаря их участию съемки прошли быстро. Я им благодарен, потому что ребята согласились на одном энтузиазме, за идею, поработать.
После премьеры все хвалили именно операторскую работу, она там действительно замечательная, ни к чему не придерешься. Данила с Женей — свадебные видеографы, именно там набивают руку. Я не взял телевизионных операторов, потому что на ТВ как на заводе — это должно быть так, а это вот так и никак иначе. В кадре голова, общий план и опять голова. Не говорю, что они плохие, они профессионалы своего дела, но мне хотелось живой картинки. Для концерт­ной версии достаточно было поставить камеру в центр, по бокам и все. Но в таком случае фильм невозможно было бы показать в кинотеатре. Это была бы мертвая картина.
— На что снимали?
— На Canon 5D Mark II и Mark III. Национальное телевидение нам очень помогло. Они предоставили кран, единственный в Чувашии с крутящейся головой. С ним получились одни из самых красивых кадров: пролеты вниз-вверх, есть давящие, когда камера приближается к полу.
— Вы смотрели чувашские фильмы?
— Не смотрел. Я слышал про них, но это были не самые лучшие отзывы. Интересно было бы увидеть, но где? Режиссеры что-то снимают, но демонстрируют на закрытых показах.
— Почему Казаков именно вам доверил свое детище?
— Потому что знаю этот спектакль, сам танцевал в нем. Другому режиссеру пришлось бы изучать его от начала и до конца и просматривать десятки раз. Я участ­вовал в каждом номере и знал все-все.
— Он давал вам советы?
— Нет, он полностью доверился. Я сделал раскадровки, на которые ушли два месяца и 500 листов “Снегурочки”. Их Николай Нилович посмотрел за неделю до съемок, понял, что буду делать, и сказал: “Хорошо, начинайте”. Через неделю приступили к съемкам. Это было в сентябре, а 5 ноября уже сняли по­следний кадр.
— Почему начальные титры сняты в лесу?
— Изначально хотел сделать титры классические, на черном фоне. Во время съемок пришла идея окольцевать фильм. Картина начинается с того момента, когда Нарспи, отравив Тахтамана, бежит в лес. Снимали поздно ночью в Берендеевском лесу, повезли туда специальное оборудование, осветили лес огромными прожекторами. Исполнительница главной роли Саша Казакова сильно замерзла за три часа, именно в ту ночь выпал первый снег.
— Как возникла идея показать фильм на кинофестивале?
— Была мысль участвовать вне конкурса. Даже не рассчитывал на него и не просил. Но позвонили из оргкомитета, сказали, что, возможно, фильм попадет в конкурсный показ, но сначала его должен увидеть руководитель кинофестиваля Сергей Лаврентьев. Думаю, он посмотрел отрывки.
— Кто вам помогал?
— Дети. Я в новочебоксар­ском лицее № 18 два года подряд, в 2011-м и 2012-м, проводил показы работ победителей Венециан­ского и Каннского фестивалей. Спасибо директору Наталье Олеговне Бахмисовой, она и идею поддержала, и помогала. Каждый выходной мы смотрели кино. Очень понравились обсуждения, слушал учеников с открытым ртом. Мы подружились. И вот, когда начали снимать, а людей у меня, кроме двух операторов, больше никого не было, по­звонил им и спросил: “Хотите помочь снять фильм?” Они согласились, и я безмерно благодарен им.
— Кофе вам подавали?
— Нет, я ни разу не пил кофе во время съемок. У нас все было не так, как у других режиссеров. Не было даже экрана, по которому можно контролировать отснятый материал в live-режиме, приходилось бегать за оператором. Если бы записи просматривал после съемочного дня, был бы кошмар: что-то бы не понравилось, пришлось бы переснимать на следующий день, и мы бы отставали от графика.
— На следующее утро после объявления результатов кинофестиваля вы проснулись знаменитым? Что испытали?
— Я не проснулся знаменитым. Со мной рядом такие люди, которые не дадут зазнаться, да я и сам не хочу. Я остался тем же Андреем Васильевым, каким был раньше. Думаю, этот приз — он общий, чувашский, это поэма Кон­стантина Иванова, все корнями уходит туда.
— После получения специального приза предложили какой-то проект?
— Нет еще.
— Ждете?
—Ни от кого и ничего не жду и не ждал.
— Кто из жюри оценивал ваш фильм?
— Денис Осокин, Сергей Анашкин и Елена Стишова. Елену Михайловну хорошо знаю, очень много ее рецензий читал. Она самый жесткий кинокритик. Рад, что смог с ней познакомиться лично и пообщаться. Я зачитывался ее рецензиями 11 лет назад, и она много хорошего писала о фильмах режиссера Андрея Звягинцева, поэтому было приятно поговорить с ней.
Денис Осокин поразил тем, что после показа прочитал мне на чувашском языке наизусть целый отрывок из “Нарспи”. Он сказал, что фильм “ушел” от оригинала.
Критику я воспринимаю хорошо. Сейчас после фильма мне не хватает правильного профессионального обзора. Все хвалят. В Чувашии критиковать еще не научились. У нас не умеют писать о фильмах. И это неплохо, значит, есть куда расти. Буду рад, если через год кто-то снимет хорошую чувашскую картину и получит приз. У нас поддерживают национальное, и это хорошо.
— Как сложились отношения со Звягинцевым?
— Он мне очень близок. Я даже поехал специально на премьерный показ “Елены” в Москву. Приехали Эльдар Рязанов, Лия Ахеджакова и много других именитых людей России. Счастливым образом удалось поговорить с Андреем Петровичем до начала сеанса целых 15 минут. Взял из Чебоксар все его книги, которые не раз перечитывал. Он расписался в них. Я попросил: “Хочу побывать на съемках нового фильма. Готов таскать кабели, хлопушку, все, что угодно, лишь бы посмотреть, как вы снимаете кино”. Звягинцев ответил, что у него на съемках всегда одна и та же команда, с которой уже сработался, и пошутил, что во всех титрах его фильмов одни и те же фамилии.
— Что бы хотели снять в будущем?
— Очень нравится Гете, его “Страдания юного Вертера”. Хороший сюжет для авторского независимого кино. Пока не знаю, где и у кого искать поддержки, сейчас планирую на свои деньги купить камеру и пробовать.
— Если бы был заказ от государства, согласились бы?
— Да, конечно, мне это было бы интересно. Но хотелось бы снимать не то, что желают увидеть политики, а то, что нужно высказать мне.
— Есть планы показывать фильм в кинотеатрах?
— Жалко, если он ляжет на полку как исторический факт. Пусть люди смотрят в районах, и государство должно помогать в этом, пока тема горячая, чтобы “Нарспи” стало неким толчком в развитии национального кино. Буду рад, если через год на кинофестивале у кого-то будет больший успех, чем мой. Например, за лучшую режиссуру.
— Сколько стоит награда?
— Нисколько не стоит, это не денежный приз.
— Что вам интересно еще в жизни?
— Музыка. Люблю Збигнева Прайснера, церковную музыку, “Литургию Иоанна Златоуста” Рахманинова могу слушать бесконечно. Нравится хоровое пение, особенно церковное. Редко хожу в храм, хотелось бы чаще, там забываю обо всех проблемах и мне хорошо. Бог — это мой дом, и он всегда со мной.
— А что вы не будете делать никогда?
— Не брошу свою семью, детей, потому что это самое дорогое в жизни. Очень хочется воспитать из них хороших людей, чтобы они знали, что с каждым днем нужно становиться лучше и для этого необходимо что-то делать.
— Каким должно быть кино?
— Прежде всего духовно богатым. Оно должно что-то передать человеку, открыть в нем добрые, а не плохие чувства. Не люблю фильмы, в которых много мата, рад, что в России запрещают такое кино.
— Как отметили награду?
— С мамой и племянницей поели бургеров и мороженого, потом они пошли прогуляться, а я отвез диплом домой, сел на велосипед и весь вечер катался. Ехал с ветерком и улыбался, я был просто рад.

  • Андрей Васильев. Фото Бориса Филатова

Комментарии

Изображение пользователя Диалог.

Очень рад тому,что у нас в республике есть молодые люди,снимающие фильмы.Желаю дальнейших успехов начинающему режиссёру Андрею Васильеву.Я тоже считаю,что кино должно заставлять человека задумываться.Спасибо Ирине Павловой за интервью.

Изображение пользователя Просвирнов Александр.

Замечательно, что есть такие увлеченные творческие люди; очень интересное интервью. Но ведь снимал кино молодой режиссер практически на голом энтузиазме, полукустарно - на постоянной основе так работать невозможно, если на свои средства покупать камеры, а приглашать на съемки только бескорыстных волонтеров. 

Изображение пользователя Marietta.

Меня поразили интересные ответы Андрея на такие же интересные вопросы. Статья  позитивная,мне очень понравилась!Теперь появилось большое желание посмотреть сам фильм "Нарспи".Думаю, желающие найдутся не только в районах, но и в городах. Это же здорово, что "открыта дорога чувашским фильмам на большой экран "!