Первый правовой AI-ассистент ИСКРА

Первая женщина во главе Академии наук

Екатерина ДашковаПервая женщина  во главе Академии наук Год российской истории

Екатерина Дашкова


Колесо фортуны Дашковой
28 марта 1743 года, 269 лет назад, родилась Екатерина Дашкова (в девичестве Воронцова), видный русский политический и литературный деятель, писательница.
Она была крестницей императрицы Елизаветы Петровны и великого князя Петра Федоровича. Рано лишившись матери, воспитывалась в доме дяди — государственного канцлера М.Воронцова. После замужества жила в Москве, а по возвращении в Санкт-Петербург стала бывать при дворе великого князя и его супруги. Сблизилась с Екатериной Алексеевной, в том числе на почве интереса к литературе.
Петр III лелеял планы удалить законную супругу в монастырь и жениться на фаворитке Елизавете Воронцовой, сестре Дашковой. Однако Екатерина Романовна решила возвыситься другим путем и приняла участие в подготовке знаменитого дворцового переворота 9 июля 1762 года.
Не последнюю роль сыграли ее усилия в привлечении в ряды заговорщиков таких видных представителей сановников и аристократии, как графы Н.Панин и К.Разумовский, И.Бецкой, Г.Теплов, князь Ф.Барятинский. 19-летняя Дашкова наивно полагала, что императрица обязана ей престолом, и ожидала исключительной благодарности.
Н.Дубов с иронией описал это в романе “Колесо Фортуны”: “Обескуражена и раздосадована только воинственная княгинюшка Дашкова. Не только оттого, что никакой баталии не произошло и ей не довелось сыграть роль русской Жанны д’Арк, но и потому, что она приготовилась к роли наперсницы и наставницы императрицы, однако сразу же после победы обнаружилось, что императрица предпочитает не наперсниц, а наперсников, такой наперсник давно есть, и не кто иной, как худородный Григорий Орлов, наставницы же не нужны ей вовсе”.
В отношениях императрицы и подопечной наступило охлаждение, и после смерти мужа (1764) Дашкова уехала сначала в подмосковную деревню, затем путешествовала по России и Европе (с 1769-го), где приобрела славу просвещенной женщины. Посетила Германию, Англию, Францию, Швейцарию, Пруссию. Встречалась с Дидро, Вольтером, Смитом. Позже снова надол­го уехала за границу (1775-1782) на время обучения сына в Эдинбургском университете.
В 1782 году Дашкова вернулась в Россию и снова вошла в круг близких императрице людей: Екатерине II нравились литературный вкус Дашковой и желание княгини возвести в ранг великих литературных языков Европы русский. В 1783 году Дашкова стала первой женщиной в мире, которая управляла Академией наук (указом императрицы была назначена директором Петербургской академии наук при президентстве графа К.Разумовского).
После воцарения Павла I Дашкова была выслана в имение Коротово Новгородской губернии. В 1801-м получила от Александра I предложение вновь возглавить академию, но отказалась. Скончалась в 1810 году в Москве.
В ее мемуарах, впервые изданных в Лондоне (1840), содержатся ценные сведения о правлении Петра III и воцарении Екатерины II.
Через 65 лет после Шанхая
Всего 65 лет отделяют строительство первой в мире городской троллейбусной системы от пуска троллейбуса в Новочебоксарске.
Троллейбус был создан в Германии инженером Вернером фон Сименсом, и вскоре компания Siemens&Halske построила в предместье Берлина Галензе экспериментальную линию протяженностью 540 метров, действовавшую с апреля по июнь 1882 года. Электросъем осуществлялся 8-колесной тележкой, которая катилась по двум параллельным контактным проводам.
Тогда же в США бельгиец Шарль Ван Депуле запатентовал токоприемник в виде штанги с роликом на конце. Более надежный штанговый токоприемник, изобретенный в 1888 году для трамвая, на троллейбус установил Макс Шиманн (1909) — его система с многочисленными усовершенствованиями используется до сих пор.
В России инженер В.Шуберский предложил глубоко проработанный проект троллейбусной линии Новороссийск — Сухум в 1904-1905 годах, но дело не сдвинулось с мертвой точки (нечто подобное давно обсуждается и в нашей республике).
Впервые городская троллейбусная система появилась в Шанхае (1914), затем в Филадельфии (1923) и Веллингтоне (1924), а в СССР — в Москве (1933). Первыми советскими троллейбусами стали машины ЛК-1, названные в честь Лазаря Кагановича. В настоящее время в мире насчитывается 314 городов с троллейбусным сообщением (в России больше всех — 86).
Открытие троллейбусного движения в нашем городе состоялось 2 ноября 1979 года. Длина первого маршрута, соединившего город с пром­зоной, составляла 12,4 километра. Новочебоксарск стал вторым городом с троллейбусным сообщением в республике и 102-м в СССР.

Для знатоков “Граней”

На вопросы третьей недели марта правильно ответили пенсионеры М.Архипова, Ю.Ершов, И.Ильин, В.Петров, З.Сметанина; преподаватель ОБЖ Г.Хусаинов; домохозяйка Н.Леушина:
а) живой товар, согласно пословице с упоминанием старинной русской монеты, стоящий в 400 раз дешевле, чем его перевозка морским путем, — телушка (“за морем телушка полушка, да рубль перевоз”);
б) из перечисленных князей для Новочебоксарска выделяется Владимир Святославич — ему ­установлен памятник на Соборной площади, его именем назван храм.
Вопросы четвертой недели марта:
1. Какое нововведение, до недавнего времени приписывавшееся Н.Карамзину, предложила Е.Дашкова для русской азбуки?
2. Какой проект, напоминающий об идее В.Шуберского, до сих пор не осуществлен с троллейбусными маршрутами Новочебоксарска?

Ответы принимаются в четверг, 29 марта, по телефону 48-02-24 с 12.00 до 13.00; или до указанного времени отправляются по электронной почте на адрес alprosv@yandex.ru.

Татьяна Просвирнова
  • Екатерина Дашкова