Первая воздушная почта появилась в Индии
180-летие автора “Левши”
16 февраля 1831 года, 180 лет назад, в селе Горохово Орловской губернии родился Николай Лесков, выдающийся русский писатель-прозаик. Его отец, выходец из духовенства, служил в палате по уголовным делам. Там же в юности работал и Николай, не завершив обучение в гимназии, а с 1857 года молодой человек трудился в компании богатого родственника А.Шкотта. Там Лесков приобрел большой практический опыт, а в ходе поездок по делам фирмы детально познакомился с языком и бытом разных губерний.
В 1860 году торговый дом “Шкотт и Вилькенс” прекратил существование, и Лесков занялся журналистской и литературной деятельностью. В газетах и журналах стали выходить его статьи (некоторые из-за своей остроты принесли автору серьезные неприятности), затем рассказы (в начале карьеры иногда он писал под псевдонимом М.Стебницкий), а в 1864 году — отдельным изданием первый роман (“Некуда”). В 1889-1890 годах вышло 10-томное собрание сочинений Лескова.
Главными произведениями писателя, которые принесли ему широкую известность, стали повести “Леди Макбет Мценского уезда” (1865) и “Левша” (1881), сочиненная по мотивам народной прибаутки: “Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали”. Очень быстро прозвище русского мастера, подковавшего блоху, стало нарицательным.
Лесков был знатоком бытовой и духовной жизни народа, мастером красочных описаний при изысканной простоте; он умело стилизовал свои произведения под язык XVIII века. В то же время некоторые критики упрекали его в “чрезмерности накладываемых красок”, нарочитой выразительности речи, а Ф.Достоевский утверждал, что Лесков “говорит эссенциями”. “Лесков — явление в литературе исключительное, — писал несколько десятилетий спустя знаменитый советский прозаик и поэт В.Солоухин. — Он имеет право на существование, и даже отрадно, что он существует. Но представим себе, что все стали писать так же далеко от нормы, так же своеобразно, как и Лесков”.
Под конец жизни писатель страдал от астмы и умер 5 марта 1895 года. Похоронен на Волковом кладбище Санкт-Петербурга.
Столетие авиапочты
18 февраля 1911 года, 100 лет назад, впервые была осуществлена доставка почты самолетом. Впрочем, письма по воздуху доставлялись с незапамятных времен — сначала голубиной почтой
(у Жюля Верна в романе “Матиас Шандор” она мастерски использована в приключенческом сюжете). Первая доставка корреспонденции воздушным судном (шаром) состоялась 7 января 1785 года — из английского Дувра в окрестности Кале (Франция).
При появлении в 1903 году аэропланов сразу же возникли идеи об использовании этих аппаратов для почтовых нужд. Так получилось, что первый официальный почтовый авиарейс состоялся не в Европе или Америке, а в колониальной Индии: пилот Анри Пике перевез 6,5 тысячи писем и 250 специальных открыток из Аллахабада до Наини на расстояние 13 километров. Письма были погашены специальным штемпелем с надписью: “Первая воздушная почта. Объединенная национальная выставка. Аллахабад. 1911”. Его изготовили по заказу правительства Индии, а клише уничтожили сразу после окончания полета (примечательно, что точно так же поступил незабвенный Ипполит Матвеевич Воробьянинов в полной версии романа “Двенадцать стульев”, чтобы стать обладателем уникальной марки и “утереть нос” знаменитому английскому коллекционеру).
На этом уникальном штемпеле изображен силуэт летящего биплана над горами Азии (проект нарисовал инициатор полета — некто Уолтер Уиндхэм, владелец автомобильной фирмы и авиационного клуба). Сумма, вырученная от перевозки авиапочты, была передана гостинице “Оксфорд и Кембридж” на содержание студентов. Примечательно, что в 1920-1930-е годы пилотом международных авиапочтовых линий был знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.
“Чудо-юдо рыба-кит”
19 февраля на планете отмечается Всемирный день китов (одновременно он считается днем защиты всех живых существ, обитающих в морях и океанах), установленный в 1986 году: тогда Международная китовая комиссия (МКК) ввела запрет на китовый промысел.
В настоящее время разрешается только единичная добыча китов для удовлетворения потребностей коренного населения некоторых прибрежных народов (для которых промысел морских млекопитающих является основой хозяйственного уклада), а также изъятие китов в научных целях по специальным разрешениям правительств-членов МКК. Многие из китообразных занесены в Красную книгу Российской Федерации и Международного союза охраны природы.
Наиболее уязвимой и малочисленной является охотско-корейская (западная) популяция серых китов: уже в середине XIX века интенсивное истребление гарпунами поставило их на грань исчезновения. В 1974 году считалось, что эта популяция вообще вымерла, однако через три года обнаружилось чудом выжившее немногочисленное стадо этих китов (около ста особей), продолжающее приходить на летний нагул к берегам северо-восточного Сахалина.
Для знатоков “Граней”
На вопросы второй недели февраля правильно ответили пенсионеры В.Воробьев, В.Спиченкова, Г.Ершова, В.Петров, И.Леонтьев; рабочий А.Платонов, офис-менеджер Г.Дрезина, продавец О.Гришанова, инженер О.Маркова:
а) “да” означает “может быть”, а “может быть” означает “нет” на “дипломатическом языке”;
б) четыре законсервированные или закрытые советские антарктические станции, носившие те же названия, что улицы в Новочебоксарске, — Пионерская, Комсомольская, Советская, Молодежная.
Вопросы третьей недели февраля:
1. Какую четырехбуквенную маркировку имели конверты авиапочты в СССР?
2. Почему поэтическое наименование кита в сказке П.Ершова “Конек-Горбунок” противоречит научной классификации этого животного?
Ответы принимаются в четверг, 17 февраля, по телефону 48?02?24 с 12.00 до 13.00; до этого времени ответы также можно отправлять по электронной почте на адрес alprosv@yandex.ru.
Отвечайте и выигрывайте подписку на “Грани”.