Первый правовой AI-ассистент ИСКРА

Новое прочтение классики

Видео 2
Воланд со свитой над Мастером и Маргаритой. Фото Евгения ДобрынкинаНовое прочтение классики ХХ Международный балетный фестиваль

Воланд со свитой над Мастером и Маргаритой. Фото Евгения Добрынкина

Глава Чувашии Михаил Игнатьев на гала-концерте.  Фото cap.ruНовое прочтение классики ХХ Международный балетный фестиваль

Глава Чувашии Михаил Игнатьев на гала-концерте. Фото cap.ru

Айдар Хисамутдинов и Татьяна Альпидовская.Новое прочтение классики ХХ Международный балетный фестиваль

Айдар Хисамутдинов и Татьяна Альпидовская.

“Умирающий лебедь” — символ русского балета.Новое прочтение классики ХХ Международный балетный фестиваль

“Умирающий лебедь” — символ русского балета.

Московский фотограф Владимир Чикин специально к фестивалю выпустил книгу своих фотографий с балеринами. Пока в един­ственном экземпляре. Фото автораНовое прочтение классики ХХ Международный балетный фестиваль

Московский фотограф Владимир Чикин специально к фестивалю выпустил книгу своих фотографий с балеринами. Пока в един­ственном экземпляре. Фото автора


Открыв юбилейный балетный фестиваль классическим произведением — “Спящей красавицей”, его организатор — театр оперы и балета — зрителя полностью окунул в сложную атмосферу современного балета, в которой, стоит только ненадолго отвлечься, тут же будет утеряна связь. Впрочем, все оставшиеся балетные вечера выдались такими, что оторвать глаза от сцены было просто невозможно.

Марийский государственный театр оперы и балета им. Э.Сапаева выступил с одной из своих ставших за короткое время очень популярной постановкой — спектаклем-мистерией “Мастер и Маргарита”.
Московский театр “Новый балет” показал “Зимнюю розу” по мотивам сказки Оскара Уайльда “Соловей и роза” .
Завершился фестиваль гала-концертом участников. Постскриптумом к фестивальной неделе стал спектакль “Мир Анны Павловой”, который представил Санкт-Петербургский арт-центр.

Чистая и нежная любовь под рок-музыку
“Мастер и Маргарита” — сложное литературное произведение, которое, кстати, не всем удается разгадать с первого прочтения. Три сюжетные линии — философ­ская, любовная и мистическая — в ней переплетаются невероятным образом благодаря таланту Михаила Булгакова. Но одно дело выразить мысли, особенно философ­ские, словами, и другое — в танце.
В “Мастере и Маргарите” постановщик танцев эстонский хореограф Май-Эстер Мурдмаа отлично справилась с сюжетом, и только сатира и юмор Булгакова ей не дались. По всей видимости, такая задача и не ставилась. Довоенная Москва ходила маршем, чеканя шаг, плечом к плечу.
Атмосферу всеобщего оптимизма помогала создавать минималистиче­ски оформленная сцена. В декорациях и костюмах нет полутонов, есть только черный, красный и белый. На этом фоне зарождается любовь Мастера и Маргариты, чистая и неж­ная. И не только любовь, но и... фашизм. Вскинутая в гитлеровском привет­ствии рука шокирует.
Контрасты в спектакле усиливаются электронной музыкой, которую специально для йошкар-олинской труппы сочинил Райнер Янцис, авангардный рок-гитарист и композитор.
Май-Эстер Мурдмаа “Мастера и Маргариту” впервые поставила в 80-е годы в Эстонии, в 2013-м по приглашению марий­ского театра воссоздала заново. Спектакль получился довольно интересным, с мощными движениями в танцах, с бешеной энергетикой. В 2014 году его показали в Москве на “Летних балетных сезонах”.
Труппа часто гастролирует по России именно с этой постановкой. Обкатанный, практиче­ски идеальный в исполнении спектакль оценили и наши зрители овациями и криками “Браво!”.

Зимняя роза — эмблема печали
Балетоманы особенно ждали встречи с “Зимней розой”. Этот спектакль привез к нам московский театр “Новый балет”. От хореографа-по­становщика Константина Кейхеля, ученика Эйфмана и преподавателя в его академии танца, ждали сильного эмоционального танца, а получили философский, впрочем, технически сложный, но в то же время романтичный и красивый.
История, рассказанная Оскаром Уайльдом в конце XVIII века, очень простая. Дочь профессора обещает станцевать с влюбленным в нее студентом на балу только в том случае, если он найдет красную розу. Ему решает помочь Соловей. Он находит куст розы, но, чтобы цветок стал красным, нужно отдать свою жизнь. Соловей приникает к шипам сердцем, а алая кровь окрашивает цветок. Но жертва Соловья оказывается напрасной: девушка не принимает подарка, и роза замерзает.
В этой печальной сказке благодаря сложному насыщенному танцу каждый “прочитает” то, что ему близко: кто-то плачет вместе с погибающей Красной розой (Диана Мухамедшина), кого-то увлекает танец-борьба Студента, Дочки профессора и Красной розы, а кто-то весь вечер порхает за Соловьем.
Вечные темы Красоты и Страдания, Любви и Жертвы, Искусства и Смерти передавались через музыку Вивальди “Времена года”.

На сцене — лучшие
Искусство танца во всем его многообразии участникам балетного фестиваля удалось раскрыть и на гала-концерте.
Заслуженные артисты России Александра Тимофеева и Михаил Мартынюк (московский театр “Кремлевский балет”) показали отрывок из “Венецианского карнавала” Ц.Пуни, Олеся Гапиенко, Антон Плоом и Александр Омар (Санкт-Петербург) — шуточную танцевальную сценку из “Феи кукол” Байера (стала настоящей сенсацией вечера). Зрителей восхитило па-де-де из балета Армсгеймера “Привал кавалерии”.
Завершился вечер выступлением Айдара Хисамутдинова и Татьяны Альпидовской под музыку Моцарта.
Восхитительный мир Анны Павловой
Приятным бонусом и настоящим открытием стал для чебоксарских зрителей спектакль “Великий мир Анны Павловой” арт-центра имени Сергея Дягилева. В постановке участвовали солисты Мариинского и Михайловского театров. В первом отделении был показан одноактный балет “Видение Розы” на музыку Вебера, а во втором — номера Анны Павловой.
— После каждого выхода артистов хотелось кричать “Браво!”, — поделилась впечатлениями новочебоксарка Нина Иванова. — Только посмотрев этот спектакль, поняла, что настоящий балет я в своей жизни и не видела. Балерины порхали как бабочки, легкие, пластичные и гибкие.
Этот театральный проект получил признание зрителя в Израиле, Белоруссии, Эстонии и России. Постановка сочетает в себе классический балет, мультимедийное сопровождение, повест­вовательный рассказ, показ историче­ского фильма. Хореограф и сцено­граф по­старались, чтобы зритель не только узнал творчество великой балерины, но и почувствовал себя на камерном вечере в творческом салоне прошлого века. И это им удалось.
Резюмируя просмотренные спектакли, пожалуй, стоит сказать и о том, что юбилейный чебоксарский фестиваль получился в хорошем смысле литературным: восхитительные вечера в компании с танцевальным искусством вызывали желание взять книжку с полки, чтобы получить еще одно удоволь­ствие, уже от чтения.

  • Воланд со свитой над Мастером и Маргаритой. Фото Евгения Добрынкина
  • Глава Чувашии Михаил Игнатьев на гала-концерте.  Фото cap.ru
  • Айдар Хисамутдинов и Татьяна Альпидовская.
  • “Умирающий лебедь” — символ русского балета.
  • Московский фотограф Владимир Чикин специально к фестивалю выпустил книгу своих фотографий с балеринами. Пока в един­ственном экземпляре. Фото автора
Фотогалерея XX Международный балетный фестиваль