Музыка живет в моем сердце
Аня любит знакомить окружающих людей с хангом, ведь этот инструмент способен заворожить любого. Похожий на летающую тарелку, он издает звуки, сравнимые с электронным колокольным звоном.
“Мне очень повезло с учителями. Они самые мудрые и терпеливые” , — говорит Аня. С Натальей Шульминой на занятиях по фортепиано.
Аня — призер международных и всероссийских конкурсов инструментального исполнения, она участвует в них наравне со слышащими детьми.
Космическое звучание ханга я услышала однажды на просторах интернета. Не знала ни названия этого волшебного инструмента, ни есть ли у нас в республике те, кто играет на нем. И вот судьбой была дана мне встреча с Аней Николаевой. Помимо ханга, 12-летняя девочка играет на флейте, фортепиано, гуслях, барабанах, калимбе, равасте и пимаке. Самое невероятное то, что Аня с рождения глухая.
Узнала я об этой удивительной девочке от тренера команды по чирлидингу “Медузы” Натальи Карташовой. “Она занимается у нас уже два года. Несмотря на свои особенности, Аня прекрасно со всем справляется. Она ведет счет, ориентируется по другим девочкам, понимает тренера и правильно выполняет все трюки”.
Как девочка попала в мир чир спорта, я узнала позже, уже со слов мамы Марины Александровны: “Наталья Ивановна ошиблась номером. Попала ко мне и говорит, что скоро начнутся тренировки. Я была в недоумении. Она представилась и спросила, не мы ли хотели записаться на занятия. “А можно ли?” — поинтересовалась я, объясняя всю ситуацию. На что получила согласие”.
Дактильная азбука
Аня пришла в редакцию вместе с мамой. “Если бы я ее оставила, смогли бы вы взять интервью? — задала мне вопрос Марина Александровна. — Я знаю, что это пугает. Но ничего сложного нет: если громко спрашивать, четко проговаривая слова, она поймет. Можно вопросы писать на бумажке”. Именно так общаются члены семьи Николаевых с дочкой.
У людей с нарушениями слуха хорошо развита зрительная память. В специализированном детском саду, куда ходила Аня, все предметы были подписаны: стол, стул, шкаф. И дети, еще не зная алфавита, запоминали названия. Буквы начали изучать в школе. Там же познакомились с дактильной азбукой.
“В нашей школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 3 не учат жестам. Там учат разговаривать, проговаривать. А жестовый язык Аня сама начала изучать, чтобы общаться с ребятами из семей, где и родители глухие. В этом году пошла в пятый класс. Отличница. Учителя у нее фантастические. То, что Аня разговаривает, читает, — их заслуга”, — рассказывает Марина Александровна.
Ане к тому моменту наскучило сидеть, и она уткнулась в телефон, чтобы ознакомиться с научными публикациями. Ей интересны история Советского Союза, космос, страны и флаги, справочные материалы о болезнях. Аня ходила в художественную школу, но однажды поняла, что музыка ей ближе.
Первая мелодия
Четыре года назад Аня получила в подарок на Новый год блокфлейту. Родители посчитали, что, так как инструмент должен располагаться близко к ушам, дочка что-нибудь сможет услышать. Аня не просто заинтересовалась флейтой, но, найдя в интернете видеоролики, выучила несколько простых мелодий. Родители решили искать педагога.
Многие, узнав о диагнозе, отказывались: “Ну как заниматься, если она не слышит?” “Вы только послушайте, как она играет”, — умоляли родители. Аня к тому моменту уже выучила все ноты и играла несколько мелодий. “Давайте попробуем”, — согласился один педагог.
Внутренний слух
А спустя год в жизни Ани появилось фортепиано. Она была у родственников в Суздале. На дачном участке стоял старый рояль. Аня подняла крышку, сдула пыль и зачарованно взглянула на клавиши. За четыре дня она выучила “Собачий вальс”.
“Мы снова начали искать педагога, — вспоминает Марина Александровна. — Объявлений полно, отказов тоже. В итоге я позвонила в ЦРТДиЮ, мне дали номер Натальи Шульминой. Я сказала, что в независимости от того, возьмут нас или нет, мы все равно купим дочке фортепиано. Нас позвали на прослушивание”.
“Аня очень талантливый ребенок, способный за счет своего желания и каждодневной работы. В репертуаре у нее уже десятки серьезных произведений. Она играет в четыре руки с другими учениками. А недавно начала сочинять свои мелодии. Это, конечно, только первые шаги. Но удивительным образом ей удается соблюдать гармонию. У нее есть какой-то внутренний слух, как у Бетховена”, — рассказывает Наталья Шульмина.
Когда сбывается мечта
На флейте занимается четвертый год, на фортепиано — третий. А в прошлом году влюбилась еще и в гусли. Когда в школе проходили сказки и былины, Аня в учебнике увидела картинку старца, играющего на этом русском инструменте.
Родители заказали гусли. Когда пришла посылка, Аня несказанно обрадовалась. Такой восторг испытывают современные дети, разве что получая новый гаджет. А Аня принесла домой инструмент, коснулась пальцами струн — так и познакомились. Спать легла вместе с гуслями, боясь, что те испарятся вместе со сном.
“Педагогов по гуслям у нас нет. Поэтому всё, чему Аня научилась, она брала из интернета. Играет “Видели ночь” группы “Кино”, частушки. Кстати, играя на гуслях, Аня впервые запела”, — рассказывает мама.
Ханг Тимофей
Затем с разницей в полгода Аня заинтересовалась калимбой, хангом, равастом и барабанами. Пробовала играть на индейском музыкальном инструменте пимаке, называемым также “флейтой любви”.
Ханг — молодой инструмент, он появился в начале 2000-х. Аня увидела в интернете и захотела попробовать послушать его вживую. Ближайший город, где это можно было сделать, — Казань. Аня увидела и даже попробовала поиграть на волшебном инструменте. Она чувствовала вибрацию, а значит, слышала его.
“Мы знали, что в Москве есть школа ханга “Анимара”, где учат играть на этом инструменте. Мы приехали, чтобы еще раз увидеть и прочувствовать этот инструмент. Решили, что будем копить деньги и обязательно купим ханг, раз он так важен для дочери, — рассказывает Марина Александровна. — Но произошло чудо. “Анимара” решила сделать благотворительный концерт. Пригласили и нас с Аней. За средства, собранные с продажи билетов, осуществили мечту — подарили Ане ханг. Это было как в сказке. Вместе с инструментом предложили обучающие онлайн-курсы.
Аня говорит, что у ханга есть душа. И даже дала ему имя — Тимофей.
Вскоре дочь поняла, что это не ее тональность. Мы стали копить на новый ханг. А он стоит немало. Мы приехали в компанию “Овертон”. У них работал глухой мужчина, он пообщался с Анютой и переговорил со своим начальником. Тот вдохновился нашей историей, увидел желание девочки и сделал нам хорошую скидку. Заплатили мы со средств, накопленных девушкой Лесей “Ане на мечту”. Плюс мы были в цеху, где изготавливают ханги. Видели своими глазами, как обычная металлическая пластина превращается в инструмент. До мурашек”.
Долой стереотипы
Прогуливаясь по улице, мы не замечаем пения птиц, шелеста листьев, журчанья ручья, треска веток или хруста снега под ногами. Мы настолько привыкли к звукам природы, что они кажутся нам шумовым фоном.
Аня познает мир визуально. Замечает первые распустившиеся цветы, блики солнца на воде, копошащихся в траве насекомых. “Музыка — это не то, что мы слышим, это то, что живет в нашем сердце”, — говорит она. Аня родилась с серьезными нарушениями слуха, и то, как она играет, невообразимо сочетается с ее диагнозом.
“Однажды Аня сымитировала карканье и спросила, что это. Я поняла, что она услышала ворон, пролетавших мимо. Это было настоящим чудом. Музыка развивает слух, — уверена Марина Александровна. — Если бы мне кто-то сказал пять лет назад, что мой ребенок будет играть на музыкальных инструментах, я бы ответила: “Издеваетесь надо мной? Как?” Глухота и музыка для меня были вещами несовместимыми. Но Аня сломала наши стереотипы. Мечты — на то и мечты, чтобы сбываться. Верьте в своего ребенка. Без веры чудес не бывает”.
Фото из личного альбома семьи Николаевых
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати