XXI Всероссийский профессиональный конкурс

Когда рабочее место в 15 метрах над землей

Крановщица портального крана из Новочебоксарска Елена ВОЛИК. Фото Чебоксарского речпортаКогда рабочее место  в 15 метрах над землей Профессионал

Крановщица портального крана из Новочебоксарска Елена ВОЛИК. Фото Чебоксарского речпорта

Когда рабочее место  в 15 метрах над землей Профессионал

Когда рабочее место в 15 метрах над землей

Когда рабочее место  в 15 метрах над землей Профессионал

Когда рабочее место в 15 метрах над землей

Когда рабочее место  в 15 метрах над землей Профессионал

Когда рабочее место в 15 метрах над землей

Когда рабочее место  в 15 метрах над землей Профессионал

Когда рабочее место в 15 метрах над землей

Когда рабочее место  в 15 метрах над землей Профессионал

Когда рабочее место в 15 метрах над землей


Если над вами где-то в небе женщина легко таскает тяжести, целые тонны, вы, наверное, скажете, что этого не может быть. Может, когда речь идет о крановщице! Конечно, за пультом таких высотных машин дам встретишь не так часто, как мужчин, но тем интереснее и еще больше хочется вам поведать об уникальных представительницах слабого (в данном случае это слово, думаю, нужно взять в кавычки) пола. Наш рассказ о старшей крановщице портального крана из Новочебоксарска.


Семейный подряд
Елена ВОЛИК
практически всю жизнь трудится на берегу Волги недалеко от нашего города. Ее рабочее место — это кабина портального крана, а также козлового, куда она также имеет доступ как специалист высшего, шестого, разряда. У нее это семейное: почти все члены династии работали или работают в той или иной должности здесь, в порту.
“Я пошла по стопам отца. Мой папа Николай Комаров, которого, увы, уже нет с нами, работал здесь, предприятие тогда называлось “Нерудстром”, — рассказывает Елена. — Он был крановщиком, затем его назначили бригадиром крановщиков. С детства поднималась к нему на кран. Сначала он был против, когда я сказала, что хочу, как он, стать крановщиком. Всё говорил, что это тяжелая работа, с ней могут справиться только мужчины. Но я настояла и уехала учиться. Приняв этот факт, папа научил меня всему. Теперь я старший крановщик, все, кто приходит на стажировку, проходят ее у меня. То, что я женщина, ничего не меняет: слушаются как миленькие.
Мама моя тоже в “Нерудстроме” работала, с 1986-го по 2017 год. И сестра тоже какое-то время трудилась здесь заместителем главного бухгалтера. Не так давно предприятие преобразовалось в грузовой порт ОАО “Чебоксарский речной порт”.
В общем, жизнь моей семьи связана с этим местом. Я же провела здесь всё детство. Помню, садились с сестрой на 13-й автобус и после занятий в школе ехали к маме на работу делать уроки.
А муж работает на новочебоксарском цементном заводе на отгрузке-загрузке. По­знакомились мы с ним, когда я еще трудилась на Ямале. Он в Чувашию за мной приехал.
У нас двое детей. Старшая дочь, ей 16 лет, решила стать медиком, а 10-летний сын Андрюша хочет работать крановщиком, как мама. Я всегда поддерживаю детей. Говорю им: “Самое главное, чтобы вы, просыпаясь утром, горели желанием идти на работу”.

Красота вокруг
Стоит ли говорить, что Елене нравится то, чем она занимается. Ценит она свою профессию за красивые виды, которые окружают ее круглый год, за то, что может любоваться судами, проходящими мимо и даже ночью радующими глаза своими огоньками. Ну и, конечно, ей нравится, что она разбирается в таком сложном техническом устройстве, как кран: “Приятно осознавать, что тот самый щебень, ОПГС, гравий, весь тот груз, который мы перемещаем, используется в жизни людей: в строительстве дорог, домов. Мы хоть и немного, но причастны ко всему этому. Вот “Валдаи” недавно выставили на зимовку, они каждую зиму здесь на стапелях стоят. Мы же их весной и по­ставим на воду, а они потом людей повезут.
Неплохо разбираюсь и в технических вопросах. Эти гайки и болты у меня лежат здесь не просто так, они могут пригодиться в любой момент. Сами делаем небольшой ремонт. Недавно я стопор на пальце тормозного устройства заменила. Знаете, я с краном разговариваю. Когда прихожу на работу, говорю: “Ну что, давай сегодня хорошо поработаем, ломаться не будем”. Это уже стало своеобразным ритуалом”.

Высоко сидит, далеко глядит
Подумать только, Елена тоннами таскает различные грузы!
“На портальном кране максимум поднимаем 12,5 тонн, если грейфером, то 10, так как он сам тяжелый. На козловом кране максимальная грузоподъ­емность — 50 тонн. За сутки 4000 тонн груза можем разгрузить двумя кранами, — рассказывает наша героиня. — Этот портальный кран сделан еще в советские годы, называется “Кировец”. Вылет его стрелы — 30 метров. На всех операциях имеются четыре скорости. Управление производится рычагами — джойстиками. Есть одна педаль, это тормоз поворота.
Раньше кран был преимущественно на механическом управлении. А сейчас всё автоматизировано, есть бортовой компьютер. У меня в кабине даже кондиционер имеется, и печка, конечно же”.
Работа у Елены хоть и любимая, но легкой ее назвать нель­зя: “Некоторые думают: что сложного-то? Сидят себе, крутятся как на карусели. А ты приходишь домой уставшая. И шея напрягается, спина тоже, да и сидеть весь день не очень полезно.
Плюс ответственность большая. Жизнь стропальщиков буквально в твоих руках: одно неверное движение, и может произойти несчастный случай.
Крановщик должен иметь хорошее зрение и слух. Ему нужно видеть, что происходит сверху, снизу, сбоку. Необходима максимальная концентрация и хороший глазомер. Ведь нужно четко попадать в одну точку, чтобы не ударить в борт баржи и не пробить его.
Железные нервы тоже не помешают: машины приезжают на погрузку, водители все разные, кто-то из-за любого пустяка готов ругаться. Говорю своим стажерам: не вступайте с ними в конфликт, мало ли что в их жизни произошло. Может, этого водителя гаишник оштрафовал, может, кто-то обидел. Мы все люди, и у всех свой характер. Я, конечно, могу ответить, постоять за себя, но делаю это редко, лишь когда уж слишком перегибают палку”.

Еще и на гитаре играет
Непредвиденные ситуации в жизни крановщиков тоже случаются. Был такой момент и у Елены: “Как-то работала ночью, и вдруг везде пропал свет! Я на долю секунды испугалась, так как оказалась в кромешной тьме, а у меня несколько тонн груза висят на кране. Но взяла себя в руки, успокоилась. Потом и глаза привыкли к темноте, так что смогла груз поставить. А аварию с электричеством оперативно устранили”.
На этой суровой работе наша героиня не теряет женственности: делает маникюр, в нерабочее время носит платья и юбки. Очень любит музыку и неплохо играет на гитаре, а еще увлекается вязанием игрушек. Сейчас, правда, подзабросила это дело, так как переключилась на вязание мочалок для бойцов СВО.
Еще Елена обожает животных, совсем маленькой хотела даже стать ветеринаром. Хоть и выбрала другую профессию, но животные с ней всегда рядом. У нее есть две очаровательные собаки, в которых она души не чает: корги, чемпион России Краш и той-терьер Кнопка.
Что же касается востребованности профессии крановщиков, Елена сетует, что не так много желающих работать по этой специальности. Сейчас в ее команде трудятся трое мужчин, а должно быть в два раза больше.
Но наша крановщица оптимизма не теряет. Советует отбросить все сомнения, не бояться ничего, а идти и пробовать. Она уверена, что вы сразу поймете, ваше это призвание или нет. А если вы действительно готовы посвятить себя этой профессии, то любые трудности вам будут по плечу.

Регина Максимова
  • Крановщица портального крана из Новочебоксарска Елена ВОЛИК. Фото Чебоксарского речпорта
  • 1_11_kranovshchica_regina.jpg
  • 1_20_kranovshchica_regina.jpg
  • 1_4_kranovshchica_regina.jpg
  • 1_3_kranovshchica_regina.jpg
  • 1_19_kranovshchica_regina.jpg