Десятки жизней, которые можно было сохранить

253 наезда на пешеходов зарегистрировано в Чувашии в 2024 году, в которых погибли 35 человек и 228 ранены.
Согласно статистике ГИБДД по Чувашии, 2024-й стал годом снижения количества ДТП, случаев гибели и ранений на дорогах. Но эти показатели можно было снизить еще больше, если бы все участники движения: водители и пешеходы — были внимательнее и ответственнее, ведь на кону жизнь, здоровье и будущее, всё то, чего можно лишиться, просто засмотревшись в телефон.
“В 2024 году на территории Чувашии зарегистрировано 810 ДТП (в 2023-м — 882), в которых 106 человек погибли (124) и 1025 ранены (1151). Тяжесть последствий составила 9,4 погибших на 100 пострадавших.
Со смертельным исходом зарегистрировано 92 ДТП, что составляет 11,4% от их общего количества. Всего в них погибли 44 водителя, 35 пешеходов, 22 пассажира транспортных средств и пять велосипедистов”, — рассказал начальник управления Госавтоинспекции МВД по Чувашии Владимир РОМАНОВ.
Кроме того, зарегистрировано 253 наезда на пешеходов, в которых 35 человек погибли и 228 ранены. Интересно, насколько снизилась бы цифра, осознай будущую ответственность каждый из участников ДТП? Не отрицаем, что ошибки допускают и пешеходы, и водители, только последствия для них разные: для первого — травмы и потенциальная гибель, для водителя — уголовное наказание.
Давайте попробуем разобрать трагические ошибки пешеходов:
- они не следуют запрещающему сигналу светофора, перебегают дорогу на красный. Как ни странно, часто такую смертельную беспечность проявляют не натренированные спортсмены с хорошей реакцией, а пожилые люди, пешеходы с детьми, женщины с колясками;
- на перекрестках без светофоров неправильно оценивают расстояние до приближающегося автомобиля. Безопасное расстояние до автомобиля (при условии, что он движется с разрешенной в городе скоростью) составляет около 100 м. На деле же пешеходы обычно выбегают на дорогу в 10-30 м от автомобиля, заставляя водителя экстренно тормозить;
- при переходе многополосной дороги не проверяют, пропускает ли их транспорт на каждой полосе. Многие пешеходы так уверены в своем приоритете на пешеходном переходе, что без сомнения переходят дорогу, увидев остановившийся автомобиль на первой, ближайшей к ним полосе. К сожалению, они не учитывают, что их мог не заметить водитель, который едет по соседней полосе;
- невнимательность и отсутствие привычки оценивать ситуацию на дороге. Наушники, переписка в мессенджерах во время перехода дороги, нежелание смотреть по сторонам — всё это типичные ошибки пешеходов, которые сами никогда не были за рулем и не знают, что автомобиль не останавливается в одно мгновение, тормозной путь у него длинный. К сожалению, эта неграмотность часто стоит людям жизни;
- переезжают переход на велосипеде или самокате, не спешившись, не используют светоотражающие элементы в темное время суток.
“В зоне пешеходных переходов совершено 42,7% наездов. 30 пешеходов погибли в результате наездов на них в темное время суток, при этом 28 из них на одежде не имели светоотражающих элементов, в том числе 15 человек в пределах населенных пунктов, 13 — вне их”, — подчеркнул Владимир Романов.
Чтобы не быть голословными, приведем как пример ситуации (видео доступно по ссылке из QR-кода), произошедшие на дорогах Чебоксар в феврале.
Два школьника настолько увлеклись разговором, что решили перейти через четыре оживленные полосы, не посмотрев по сторонам и прямо на красный сигнал светофора.
В этот момент по Эгерскому бульвару в сторону торгового комплекса “Шупашкар” двигался поток машин. Несколько автомобилистов успели резко затормозить и избежали наезда на детей, но у водителя кроссовера шансов остановиться уже не было, и он въехал в “Тойоту”.
Дети же обратили внимание на проезжающий транспорт только после того, как им неоднократно просигналили водители.
Судя по видео с камер АПК “Безопасный город”, водитель “Тойоты”, в которую въехал кроссовер, вышел из авто и сразу же направился в сторону детей, но один из мальчиков убежал.
И это далеко не единственный случай, когда школьники вслепую выходят на оживленную дорогу, несмотря на запрещающий сигнал светофора.
Буквально за день до этого на ул. Университетской в Чебоксарах девочка, задумавшись, начала переходить дорогу на красный, затем пришла в себя и побежала назад, прямо под проезжающую машину.
Еще один случай, словно под копирку, произошел на ул. Энтузиастов. Школьник уперся в телефон и начал переходить дорогу прямо на красный свет. Он отреагировал только на сигналы автомобилистов, после чего резко рванул обратно.
Каждое из этих несмертельных по счастливой случайности ДТП произошло в светлое время суток. На деле же большую опасность таит раннее наступление темноты. Поэтому в очередной раз напоминаем: улучшение видимости пешехода — это важнейший способ предотвращения ДТП, о котором должен позаботиться сам пешеход. Обозначьте себя световозвращающими элементами на самых подвижных частях тела — голени и предплечьях.
Таким образом пешеход виден в ближнем свете фар на расстоянии 140-150 м, в дальнем — более трехсот. И водитель может предотвратить наезд: у него будет время снизить скорость движения вплоть до полной остановки транспортного средства.
ПЕШЕХОДАМ
В ПДД уже давно есть мера пресечения для пешеходов-нарушителей:
- переход в неположенном месте — штраф 500 рублей (ст. 12.29 ч. 1 КоАП РФ);
- создание помех дорожному движению — штраф до 1000 рублей (ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ);
- нарушение правил перехода дороги, повлекшее вред здоровью, — штраф 1000-1500 рублей (ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ).
А если же грубое нарушение пешеходом правил привело к причинению тяжкого вреда здоровью, наступает уголовная ответственность в виде ограничения свободы до трех лет, либо принудительных работ до двух лет, либо ареста до четырех месяцев, либо лишения свободы до двух лет (ст. 268 УК РФ). При летальном исходе наказание еще строже: максимум до четырех лет тюрьмы при одном погибшем и до семи лет при смерти двух и более лиц.