Первый правовой AI-ассистент ИСКРА

Александр Смышляев: Артист тоже может быть хорошим человеком

Артист Русского драматического театра Александр Смышляев.  Фото автора.Александр Смышляев:  Артист тоже может быть хорошим человеком Русский драматический театр Александр Смышляев

Артист Русского драматического театра Александр Смышляев. Фото автора.


Прошедший театральный сезон стал, пожалуй, самым успешным для молодого артиста Русского драматического театра Александ­ра Смышляева. Спектакль “Человек рассеянный”, в котором он сыграл главную роль, удостоился звания “Лучший спектакль” на международном фестивале русских театров России и стран зарубежья “Мост дружбы”, получил диплом по итогам республикан­ского конкурса театрального искусства “Чӗнтӗрлӗ чаршав” (“Узорчатый занавес”). Сам актер получил диплом победителя в номинации “Лучшая мужская роль” за роль Хлестакова в спектакле “Ревизор” Н.Гоголя. Артисту также присуждена Государственная молодежная премия Чувашской Республики за яркое исполнение роли Человека рассеянного в одноименном спектакле.

Сейчас Александр работает над ролью Раскольникова в спектакле “Преступление и наказание”, который театр покажет в новом сезоне.

— С какого момента журналисты вами заинтересовались?
— С институтских времен еще. Более пристальное внимание мне начали уделять, когда в театре по­шли серьезные роли. После роли Треплева в “Чайке” не только журналисты начали узнавать. Однажды на остановке общественного транспорта ко мне подошел мужчина и вручил букет. Сейчас уже больше чувствую интерес со стороны зрителей. Иногда говорят, что пришли на спектакль специально, чтобы посмотреть на мою игру, что очень приятно. В то же время такое внимание заставляет более требовательно относиться к своей работе и поступкам в жизни.
— Когда заметили, что у вас есть талант артиста?
— Сам я вряд ли бы заметил. В артисты пошел по совету родных, близких. Все со школы началось, с самого раннего детства. Всегда нравилось кого-то изображать. Без меня не проходило ни одно школьное мероприятие. 8 марта, 23 февраля — всегда выступал. И если отказывался, одноклассники обижались. Впрочем, долго уговаривать меня не приходилось, самому нравилось выступать на сцене.
— Вы выросли в поселке Киря Алатырского рай­она. Наверное, тяжело было поступать в ин­ститут.
— Если вы знаете, многие изве­стные и талантливые артисты вышли из деревни. Деревня — это природа. У нас красиво очень: лес, овраги, нет суеты. Есть возможность сосредоточиться на важных вещах, а не размениваться по мелочам, решая сиюминутные вопросы.
Поступал легко. Наверное, потому что не боялся. А не боялся, потому что, честно говоря, плохо себе представлял, что такое театр. Впервые спектакль живьем увидел уже будучи студентом института культуры, до этого только по телевизору.
— И какое было первое впечатление от спектакля?
— Не скажу, что был очень впечатлен просмотром, но понял, куда попал.
— Как родители отнеслись к вашему выбору?
— Мама всегда поддерживала меня.
— С кем из режиссеров интересно работать?
— Мне нравится работать и с Ашотом Георгиевичем Восканяном, и с Владимиром Алексеевичем Красотиным. Они по своему внутреннему состоянию разные. С каждым складываются свои отношения.
— А если роль не нравится, отказываетесь?
— В столичных, московских театрах, наверное, артист имеет право отказаться от роли, мотивируя тем, что “она не нравится”. Но в нашем театре не видел такого ни разу. Если мне предложат роль, то даже при сильной занятости, да если режиссер меня поддерживает, то не откажусь. Даже не могу представить той ситуации, в которой я отказался бы от роли.
— Мне показалось, что иногда режиссер на вас взваливает очень большой груз ответственности. Например, в спектакле “Ревизор” Хлестакова гораздо больше, чем в книге.
— О роли Хлестакова мечтал давно. Я получаю кайф на этом спектакле. Книга одно, иногда, читая, можно остаться в стороне от сюжета, переживаний героя, а театр вовлекает в спектакль, и зритель вместе с актером проживает роль. Наверное, это и есть удавшийся спектакль.
— А сейчас вам дали роль Раскольникова. Какие ощущения при этом испытываете?
— О-о-о! Это настолько серьезная роль. Если соизмерять то, что я до этого играл, взять все вместе и поставить рядом со стоэтажным домом, то это и будет Раскольников. Тяжелая роль. Рядом с Гамлетом, и даже сложнее.
— Как готовитесь к роли?
— Многое дает режиссер. Подготовка спектакля и вхождение в роль начинаются с первой репетиции, на которой режиссер объясняет, как он будет ставить спектакль, и раскрывает свои задумки. Начинаем читку. Каждый из нас говорит о своей роли, режиссер дополняет то, что хочет видеть. И конечно, мы читаем и оригинал.
— У вас в последние годы что ни театральный сезон, то масштабная роль, порой не одна, а несколько. В театре не завидуют такому успеху?
— Вот почему-то журналисты все время спрашивают меня об этом. В нашем театре нет зависти. Возможно, это связано с тем, что мы, молодые, пришли вместе, всем курсом. У нас притирка какая-то была еще до этого, уже узнали друг друга, по­дружились даже. В театре нет 30-40-летних. Есть провал возраст­ной. Но для сцены это не проблема. Мне дадут 70-летнего сыграть — соглашусь с удоволь­ствием. Это ж так интересно! Перед серьезными ролями всегда немного пасуешь, есть страх: “Я не сделаю, не сделаю!”. Но в итоге — глаза боятся, руки делают.
— Перед спектаклем когда начинаете волноваться?
— В зависимости от того, насколько серьезна роль, которую играю. Очень долго могу переживать. Но стоит выйти на сцену — и волнение куда-то улетает. Некогда о нем думать.
— Вы работаете над своим характером или думаете, что в этом возрасте уже можно считать себя сложившимся человеком?
— О жизни я мало знаю. Мое кредо — человек всю свою жизнь должен изменяться в лучшую сторону, замечать все новые нюансы, становиться добрее. Думаю, мне надо именно по этому пути идти — меняться внутренне.
— А как меняться, с помощью чего?
— Как верующий человек, православный, считаю, с верой в Бога можно стать лучше. Стараюсь ходить в церковь. Без воли божьей я бы в театре не оказался, и если даже есть у меня талант, это не мой талант, божий. Как человек, я всего лишь грамотно им должен воспользоваться.
— Вера пришла из семьи?
— Да, мама нас так воспитывала.
— Во всех интервью много и с большой любовью говорите о маме.
— Родители развелись, и нас четверых мама растила одна. У меня есть сестра, братишка и сестренка. Еще в детстве я задавал себе вопрос: “А если уеду в город, как часто смогу видеться с мамой?”. Для меня расставание с нею было трудным. Сейчас, конечно, привык, но домой все равно тянет. По возможности езжу помогать.
Она сама тоже приезжает, смотрит спектакли. Я немного стесняюсь мамы. Никого не стесняюсь, а ее стесняюсь. Иногда переживаю за нее. Бывает, играю злодея, переживаю, что мама поверит. Хотя она очень начитанный человек, всегда много читала.
— Для кого у вас всегда есть контрамарка?
— Для родных.
— Есть преданные поклонники?
— Иногда, бывает, приходят эсэмэски: “Замечательный спектакль, вы, как всегда, молодец”. Я вообще-то не люблю похвальбы, хотя, конечно, приятно, но боюсь — в какой-то момент можно поверить в то, что ты действительно все замечательно сделал, и остановиться. Не хочу останавливаться на достигнутом.
— Этот год был для вас, пожалуй, самым успешным: вы получили премию за роль в “Человеке рассеянном” и Государ­ственную молодежную премию Чувашии. Хотите сказать, что обо всем уже забыли?
— Все эти награды я на свой счет мало воспринимаю. Успех спектакля зависит от режиссера, осветителя, звукооператора, костюмера. Все они делают спектакль и все причаст­ны к успеху.
— Был такой случай: вы чуть не ушли из театра.
— Было дело. Меня пригласили в Тамбов. Но там не понравилось. Сейчас думаю, что, наверное, испугался: ни родных, ни знакомых. Мне сначала обещали квартиру, но потом сказали: поживешь пока с кем-нибудь. Дали главные роли в “Обыкновенной истории” и “Ревизоре”. Здесь мне тоже предлагали неплохие роли. Я подумал и решил, что шило на мыло менять не стоит. Либо ты здесь, либо в Москве. Такой расклад еще можно было бы оправдать.
Но сейчас меня и в столицу не тянет. В первое время думал: “Все, поеду Москву брать”, а сейчас нет.
— А что держит талант­ливого артиста в провинции?
— А куда еще идти? Где гарантия, что в другом месте будет хорошо? Мне пока важно, что все у меня складывается замечательно.
— С кем бы из известных режиссеров хотели поработать, если вдруг такая счастливая возможность выпадет?
— С Марком Захаровым, Юрием Любимовым мне было бы интересно.
— Имеете возможность оценивать спектакли других театров?
— На фестиваль отправляют одного артиста. Это как повышение квалификации. Я не ездил, хотя было бы интересно узнать, как работают другие коллективы. Мы практически никуда не выезжаем, если и случается такое, то не дальше Йошкар-Олы и Канаша. Как-то съездили в Ульяновск, года четыре назад, в Саранск.
К сожалению, варимся в соб­ственном соку. Выручает наше агентство “Арслонг”, которое мы, молодые артисты театра, создали. Это коммерческий проект, но он дает развиваться. Опыт, приобретенный в классическом театре, бесценен, но нам хочется большего: экспериментировать, фантазировать и видеть, как реализуются наши идеи.
— А каким должен быть зритель?
— Культурным. Бывает, дети приходят на серьезный спектакль и им скучно. Они не понимают, что происходит на сцене. Когда в зале шумят, занимаются своими делами, это отвлекает. Вот тогда тяжело войти в роль.
— У вас есть еще увлечения?
— Люблю играть на гитаре. Пою для родных, на сцене во время капустников.
— О чем мечтаете?
— О семье, чтобы был любимый человек. Понимающий. Не нужно думать, что артист легкомысленный. Артист тоже может быть хорошим человеком, надо только понять его. Очень хочу детей. Сам вырос в многодетной семье, у нас всегда было весело, шумно.
— Есть друзья среди артистов?
— Конечно. Если не дружить, играть на сцене очень сложно. Ну если двое друг друга ненавидят, на сцене изобразить любовь тоже не удастся.
— Вы неконфликтный человек?
— Да. Если на меня человек обиделся, стараюсь, чтобы мы помирились. Сделаю все, чтобы он меня простил.

  • Артист Русского драматического театра Александр Смышляев.  Фото автора.