Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Делу час, потехе — время?

31.07.2008
7

Весной 2008 года студентки третьего курса Чебоксарского политехнического института (филиал Московского государственного открытого университета) Алевтина Молоствова и Гузель Хамидуллина выяснили, как старшеклассники распоряжаются своим временем.

 

Исследование охватило пять чебоксарских школ в разных концах города: № 35 (по ул. Николаева), № 45 (ул. Ахазова), № 46 (ул. Баумана), № 47 (ул. Кукшумская), № 50 (ул. Мате Залки). Все учебные заведения выразили заинтересованность в данном проекте, подключили к нему своих психологов и социальных педагогов.
С пятницы по понедельник (специально были выбраны три учебных и один выходной день) учащиеся 10-11 классов названных школ заполняли контрольные листы, отмечая, чем они заняты каждую конкретную минуту. Все возможные виды занятий разделили на семь групп: сон, учеба, развивающая деятельность (чтение, посещение музеев, выставок, библиотек, самообразование, в том числе выполнение домашних заданий, участие в общественных делах), время, посвященное дому и семье (уборка квартиры, выезды с родителями на природу), развлечения (поход в гости и прием гостей, общение с друзьями, прогулки на улице), напрасно проведенное время (просмотр развлекательных передач по ТВ, игры на компьютере...) и “остальное” (прием пищи, дорога в школу и обратно, гигиенические процедуры).
Анализ обобщенных данных выявил некоторые закономерности. Во-первых, образ жизни, который на момент исследования вели десяти- и одиннадцатиклассники, не сильно отличался. Это странно, ведь последним предстояло сдавать выпускные экзамены. Во-вторых, школяры очень много спали, особенно в выходные дни. Некоторые отвечали, что в будни находятся в постели по 10-12 часов, в выходные по 12-14 (!). Сюда включено и время послеобеденного отдыха. В среднем же ребята бодрствовали в будни 16,5, в выходные 13,5 часа. Из них, например, в пятницу 4 часа, в воскресенье 5,5 часа занимали развлечения. Собственному развитию старшеклассники уделяли значительно меньше времени: чуть более 2 часов в пятницу, 2,5 часа в воскресенье.
Если первая половина будних дней старше­классников была занята уроками (исследование проводилось во время учебного года), то после них, оказывается, львиная доля времени уходила на просмотр телепередач и прогулки.
Олег ВОЛКОВ,
научный руководитель.