9 мая - День Великой Победы

Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Галина Чернова: Плохо работать становится невыгодно

17.10.2007 /
6

Президент  России  В.Путин в ходе своего последнего  визита  в  республику  дал высокую оценку работе чувашских учителей и назвал Чувашию лидером по реализации нацпроектов. О том,  что  уже  сделано и  что  предстоит сделать, беседа с  министром образования  и молодежной политики Чувашской Республики  Галиной Черновой.


— Галина Петровна, что, на ваш взгляд,  стало  основой для  успешной  реализации  приоритетного  национального  проекта “Образование” в республике? 
— Поставленная в национальном проекте цель — обеспечение доступности качественного образования — суть образовательной политики в республике. Мы реализуем ее в течение ряда лет, причем в масштабах зачастую гораздо больших,  чем заявлено в проекте.
Сегодня все осознают, что двигаться вперед,  рассчитывая только на  сырьевые запасы, невозможно, это отражено и в проекте, и в Послании Президента России. С этой точки зрения у Чувашии нет шансов разбогатеть — она расположена на географически  и экономиче­ски не выгодной территории. Стимулирование инновационной деятельности, развитие интеллектуального капитала стали одним из важнейших приоритетов еще с 1996 года,  когда была принята первая постсоветская  республикан­ская программа — президентская программа “Новая школа”.  Мы пошли  по пути создания эффективной  сети со­временных  базовых школ и не  ошиблись.  Они существенно  увеличили возможности для получения качественного  образования  для всех  детей  вне зависимости  от места проживания.
В республике с 2002 года вместо почти 700 мелких, высокозатратных, зачастую с низкими образовательными результатами школ создана образовательная сеть из 544 школ, причем различных моделей: школа-детский сад, социокультурно-образовательный комплекс, кустовая базовая (с подвозом учащихся), ресурсный центр.
 В 138 крупных базовых школах и центрах сконцентрировались финансовые, материально-техниче­ские, педагогические ресурсы. Это дало возможность  организовать в них полноценное предпрофильное и профильное обучение. Почему  это так  важно? Потому  что одна  из  важнейших задач школы — воспитать в ученике самостоятельную личность, четко представляющую свой дальнейший жизненный путь.  Сегодня  главное дать ребенку  не  только знания в конкретной  предметной области — математике, химии, физике и так далее, а научить использовать  их на практике, применять в повседневной жизни, сформировать  потребности  к непрерывному  образованию или, как  сейчас  принято говорить, “образованию через всю жизнь”. Именно поэтому  с 2005 года в девятых классах всех школ организована предпрофильная подготовка. Учащиеся знакомятся с различными профессиями, проходят психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и получают консультацию по выбору профиля обучения в старшей школе. Это должно помочь  ребятам  в  дальнейшем профессиональном самоопределении. Профильным обучением охвачены 66,4 процента старшеклассников.
В городе  оно  реализуется  в основном за счет создания профильных школ, лицеев, гимназий или профильных классов, индивидуализации обучения. Чаще всего  в городских  учебных заведениях два-четыре профиля. Старшеклассники углубленно изучают школьные дисциплины, которые соответствуют их интересам и потребностям для получения  выбранной профессии.
На селе  профильное  обучение  ведется на базе кустовых крупных школ.  В каждой созданы два-три профиля, а для учащихся из отдаленных школ отрабатываются другие модели. Например,  в одном  случае для  углубленного  изучения отдельных предметов учащихся на школьных автобусах подвозят в ресурсный  центр,  а где-то действует вариант, когда  учитель для ведения  учебных предметов на профильном уровне сам  приезжает в школу.  Сейчас, с подключением всех школ  к  широкополосному Интернету, стоит  задача  активно развивать и использовать  дистанционные формы обучения.
Напомню,  что для обеспечения доступности качественного образования  с 2002 года  дей­ствует республиканская  программа “Школьный автобус”. Сегодня  более 11 тыс. детей из 780 деревень подвозят к базовым школам на 273 автобусах.
Все эти меры предприняты  для того, чтобы решить проблему достижения качественного  образования. Удалось ли нам  это? В основном да. В крупных  базовых сельских школах (а в них обучаются 46,8 проц. детей) результаты  образовательной  деятельности практиче­ски  сравнялись с результатами город­ских школ.  Об этом свидетель­ствуют победы детей, педагогов, самих школ на разных конкурсах, олимпиадах, результаты ЕГЭ (например,  средний балл  ЕГЭ по математике  у учащихся город­ских школ 54,83, сельских — 54,08). Соответствие  базовых школ  самым  высоким  требованиям подтвердили  и итоги  конкурсного отбора на гранты Президента России и Президента Чувашии. Победителями  стали 96 базовых школ, то есть 70 проц. от общего числа  грантополучателей.  Именно на  такие результаты  мы и рассчитывали.
Реструктуризация сети школ в сочетании  с введением  единого  гос­экзамена  увеличила  возможности выпускников школ, особенно сельских, для поступления в учреждения высшего профессионального образования. Если в 2000 году, до ЕГЭ,  в вузы по­ступали единицы, то в 2006-м — более 45 процентов (по республике 63 процента).
Еще одним традиционным показателем качества  образования являются результаты участия учащихся в  различных интеллектуальных конкурсах, состязаниях. В республике сформирована многоуровневая система развития одаренных и талантливых детей. Действует сеть инновационных образовательных учреждений, проводятся интеллектуальные и творческие конкурсы. Создан   республиканский банк данных детей, проявивших  себя в них.  Для талантливых школьников разработаны  индивидуальные программы,  с ними работают ведущие  ученые  и педагоги  республики, в том числе в дистанционной форме, организуются профильные смены в лагерях, стипендиальная  поддержка юных дарований.  Конечно, эти меры дают результаты. Гордостью нашей республики являются победители международных, всероссийских и межрегиональных конкурсов и олимпиад. В 2007 году количество призеров достигло 28 (в 2000-м было 2).  Высокие результаты имеют учащиеся Республиканского лицея-интерната им. Г.Лебедева, лицея № 3, лицея № 44 (Чебоксары), гимназии № 6 (Новочебоксарск), средней школы № 2 (Шумерля).
В последние годы  в образовательный процесс активно внедряются информационные технологии. На начало нового учебного года один  со­временный компьютер приходится на 21  учащегося.  Все школы в рамках реализации приоритетного национального  проекта “Образование”  подключены  к широкополосному  бесплатному  Интернету,  средние школы  имеют соб­ственные сайты, обеспечиваются со­временным интерактивным и мультимедийным оборудованием.  Для нас важно, что школы с подключением к широкополосному Интернету вышли на совершенно новый информационный уровень. Интернет дает возможность учителям и детям получить доступ к разным информационным образовательным ресурсам, он также позволяет осознать, что просто запоминать информацию — уже не столь важно.  Учителя все активнее используют Интернет практиче­ски во всех аспектах своей работы: и как средство коммуникации, и как средство для получения информации, и как помощник в самообразовании.  А ребята осваивают такие способы деятельности, как  умение искать, систематизировать и использовать  информацию. 
Особо хочу  подчеркнуть, что  все вопросы образования решаются  не сами по себе, а комплексно в совокупности с иными социально-экономиче­скими  проблемами. Так, закупили специализированные школьные  автобусы — появилась  потребность строить дороги, а следом — открывать новые  рейсы, и,  как  следствие, для сельчан стали доступными  современные социальные  услуги, стал  развиваться малый бизнес, в село приходит  другой  уровень  культуры.
Замечу, что именно  комплексность решения всех проблем позволила  нам в этом году выиграть  конкурс  на реализацию Комплексного проекта модернизации образования (КПМО).  На конкурс подали заявки 53 региона, а выиграл 21. Благодаря участию в проекте республика получила из федерального  бюджета более 209 млн. рублей. Большая часть этих  средств  направлена  на  модернизацию  материально-техниче­ской и учебной баз наших школ, в том числе на закупку современной  мебели  для начальных классов, оборудования для школьных  столовых, художе­ственной и учебно-методической литературы на  русском и чувашском  языках, а также на  переподготовку  и обучение  кадров.
Еще один приоритет, связанный  с созданием  равных условий для обеспечения доступного качественного образования, — перевод образовательных учреждений на нормативное подушевое  финансирование.
Известно, что денег при любом финансировании образованию всегда не хватает, даже в экономически сильных странах. Например, итальянская учительница на мой вопрос, о чем бы она хотела попросить своего министра, будь у нее возможность, ответила: “Увеличить зарплату и средства на финансирование школы”. Значит,  стоит задача — эффективно и прозрачно использовать то, что есть. На нормативное подушевое финансирование в общем образовании мы перешли еще в 2001 году. С 2006-го финансирование  по нормативу   введено в системе  начального профессионального образования, с этого —  в дошкольном образовании. В ближайшее  время планируем перевести на  нормативное  подушевое  финансирование школы-интернаты,  детские дома и  учреждения  среднего  профессионального  образования.
Что реально изменило в жизни школы введение  подушевого нормативно-бюджетного финансирования? В первую очередь, они стали экономиче­ски самостоятельнее, научились формировать и исполнять  бюджет. За счет экономии и привлечения дополнительных средств  появились возможности расширить диапазон образовательных услуг,  стимулировать качество работы. Этим созданы предпосылки к формированию здоровой конкуренции образовательных учреждений. Чем больше привлечет школа учеников, тем больше у нее денег. Плохо работать становится невыгодно. Так на деле реализуется принцип “следования денег за учеником”.
Вот, на мой взгляд, та основа, которая позволила нам успешно реализовывать приоритетный национальный проект “Образование” и выиграть конкурс  на реализацию  Комплексного  проекта  модернизации  образования.
—  В образовании  задействованы  три  составляющие — учитель, школа и подрастающее поколение.  Что  делается  в республике  для  стимулирования и поддержки их  деятельности?
— За прошедшие годы в Чувашии накоплен большой опыт по поддержке  инновационной активности: учреждены более тысячи президентских премий и стипендии для молодежи,   введены  специальные гранты для педагогических работников и образовательных учреждений, для студентов и учащихся.  Конкурсность, состязательность стали  основными принципами нашей деятельности.
Несомненно, реализация национального проекта   стала  мощным стимулом для нового всплеска  инновационного развития школ, творческой активности  учителей. Победителями становятся  лучшие — по содержанию и организации работы,   по концентрации передового опыта отечественного и международного образования.
За два года государственную поддержку из федерального бюджета получили 66 школ и 224 учителя, 40 образовательных учреждений и 60 педагогов — гранты и премии Президента Чувашии
Отрадно, что  стремление продемонстрировать опыт инновационной деятельности и получить общественное признание  проявляет все большее  число учителей. Так, в 2007 году в конкурс­ном отборе на 112 грантов участвовали 470 учителей.
Безусловно, положительным моментом стало и  то, что в проекте большое внимание уделено теме воспитания. 7706 классных руководителей (55 проц. от общего числа учителей) получают  дополнительное  вознаграждение за классное руководство. Учитывая, что до этого труд классного наставника оценивался  небольшой суммой, думаю, что это  должно изменить качество воспитательной работы в школе.
Разработаны и внедряются в практику различные проекты по организации воспитательной работы. За два года проведено более 15 конкурсов  на лучшие  инновационные проекты в области воспитания. Каждый четвертый классный руководитель стал их участ­ником.  Создана базовая сеть образовательных учреждений — пилотных площадок по распространению лучшего воспитательного опыта.
Показателей результативности воспитательной работы немного, все мы с вами хорошо понимаем, что воспитание имеет отсроченные результаты. Для примера как один из показателей качества воспитания мы берем состояние преступности среди несовершеннолетних. Так, принимаемые меры позволили сократить уровень детской и подростковой преступности по итогам
6 месяцев 2007 года в целом по республике на 6,3 процента.
—  Успех всех начатых реформ немыслим без талантливых учителей-лидеров. А чтоб удержать в школе таких людей, нужна в первую очередь достойная оплата труда. В рамках нацпроекта введены президентские премии лучшим учителям и доплаты за классное руководство. Что дальше?
— Я считаю, что одно  из самых эффективных  условий для дальнейшего продвижения  вперед —  введение новой отраслевой системы оплаты труда работников школ. Новая система
оплаты труда работников общеобразовательных учреждений введена в республике с 1 сентября 2007 года и складывается из двух частей фонда оплаты труда: базовой и стимулирующей, определяющейся в зависимости от качества и результативности труда.  Фонд стимулирования за эффективность и качество работы с текущего года введен во всех школах республики.
Полная схема новой системы оплаты труда в экспериментальном режиме введена в 30 школах, в них педагогиче­ским работникам  должностные оклады выплачиваются за 36-часовую  рабочую неделю. В отличие от традиционного поурочного порядка оплаты труда новый механизм нормирования учительского труда учитывает не только уроки, но и все остальные виды деятельности учителя, что, конечно же, надеемся,  начнет постепенно влиять на качество воспитательной работы  в школе.
И президентские премии лучшим учителям, и финансовая поддержка лучших педагогов на уровне республики, и новая система оплаты труда  должны  усилить приток молодых педагогиче­ских кадров. Уверена, что приход подготовленной молодежи с новыми профессиональными компетенциями принесет и новые передовые методики и подходы. И новации эти, помноженные на опыт работы наших педагогов-лидеров, дадут возможность поднять на новый уровень качество образования.
— Активное привлечение представителей общественности к школьным делам, управлению системой образования — тоже одна из основных задач нацпроекта.  Как  у нас в республике  складываются отношения  образования  и представителей общественности?
— Реализация  нацпроекта повлияла на дальнейшее развитие государ­ственно-общественной системы управления образованием в республике. Общественные  организации  проводили конкурсный отбор лучших школ и учителей. Возглавляет  эту работу созданный в прошлом году Чувашский республиканский союз попечителей образования. В ходе конкурс­ного отбора был организован форум, на котором прошло обсуждение заявок образовательных учреждений экспертами общественных организаций, выпускниками школ, родителями. Они имели возможность оценивать деятельность инновационных общеобразовательных учреждений с точки зрения потребителей образовательных услуг.    В самом начале работы экспертов были сомнения — готовы ли люди со стороны к оценке качества работы школ и учителей. К счастью, опасения не оправдались. В выстроенном ими рейтинге школ и учителей лучшими названы те, которых признали таковыми и большинство детей, родителей, бывших учеников. Эта оценка в большинстве случаев совпала и с мнением педагогического сообщества.
Родительское сообщество — это колоссальная созидательная сила в создании серьезного общественного мнения. Всегда ли родители удовлетворены тем, что происходит в школе? Очевидно, не всегда и не всем. Но сегодня они больше не чувствуют себя сторонними наблюдателями, осознают, что могут реально повлиять на происходящие в школе внутренние процессы с тем, чтобы улучшить условия обучения и жизнедеятельности детей.  На начало нового  учебного  года все школы республики имеют попечительские или управляющие советы, которые начали оказывать реальное влияние не только на организацию учебного процесса, но и распределение стимулирующей части оплаты труда за качество и эффективность работы. 
Хотела бы еще раз подчеркнуть, что,  только объединив  усилия школы, родителей,  общественности, мы сможем  воспитать  достойных граждан  нашей страны и помочь нашим детям в будущем достичь успехов и на профессиональном поприще,  и в личной жизни.
— Что изменилось за время реформ в Новочебоксарске?
— Преобразований довольно много. В городе разработаны и приняты несколько программ. Таких, как целевая программа развития системы образования Новочебоксарска на 2006-2010 годы, или программа “Здоровое питание 2007-2010”, или целевая программа “Безопасность образовательного учреждения на 2006-2008 годы”. 
Ведется системная последовательная работа, которая уже приносит результаты. Возьмем, к примеру, результаты ЕГЭ. Новочебоксарск вышел в лидеры, заняв первое место в республикан­ском рейтинге качества знаний выпускников.   Среди 26 городов и районов Чувашской Республики выпускники школ города показали лучшие результаты по русскому языку, вошли в  пятерку лучших по  физике, биологии, географии. Это что касается учебной деятельности.
А вот еще пример уже из воспитательной: новочебоксарская город­ская общественная детская организация “Надежда” последние пять лет неизменно признается одной из лучших в Чуваш­ской Республике.