От карманных денег до миллионных инвестиций: Выпускники ЧувГУ переходят на новый современный формат защиты выпускных квалификационных работ - «Cтартап как диплом»
«Стартап как диплом» – это альтернатива выпускной квалификационной работе. В отличие от традиционных дипломных работ, выпускники представляют реальные бизнес-проекты, которые уже доказали свою востребованность на рынке и приносят прибыль своим разработчикам. Каждый стартап включает бизнес-план, экономические расчеты, маркетинговую стратегию и оценку потенциальных потребителей. Такой проект должен демонстрировать уровень готовности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности. И защищают свой бизнес-проект разработчики перед компетентными специалистами, предпринимателями Чувашии с многолетним опытом.
«Стартап как диплом» – это возможность для студентов не только защитить выпускную работу, но и заложить основу для собственного бизнеса, получив экспертную оценку от профессионалов», - подчеркнул ректор университета Андрей Александров.
В ЧувГУ проект реализуется уже четвертый год. Первые годы стартапы представлял только экономический факультет. В 2025 году к проекту присоединился факультет информатики и вычислительной техники.
В этом сезоне свои стартапы подготовили пять студентов экономического факультета (два проекта), демонстрируя высокий уровень практической проработки и финансовой обоснованности. И четыре студента ФИВТ.
Анна Мишина, выпускница экономического факультета: «Мой стартап «Разработка и внедрение биометрического терминала для автоматизации системы управления и контроля доступа». Этот проект зародился в Бизнес-инкубаторе ЧГУ и даже выиграл грант в размере 1 млн рублей от Фонда содействия инновациям. Основа проекта – экран, который может удаленно считывать с человека необходимые данные. Раньше подобные терминалы использовали на проходных. Наша команда взяла его за основу и расширила функционал. Уже есть заинтересованные в этой модели партнеры».
Илья Иванов, выпускник
экономического факультета, защищал проект на тему «Разработка и реализация
онлайн курса». Его смысл заключается в том, что ребята создали свой собственный
курс, который помогает начинающим пользователям обучиться работе с нейросетями.
Создавать при помощи нейросетей тексты, изображения, аудио и видео. Проект уже
стартовал и начал приносить первую прибыль. А в перспективе – разработка и
запуск новых курсов, например по созданию 3D моделей.
Иванов Александр, выпускник
магистратуры факультета информатики и вычислительной техники, подготовил
стартап «Создание цифрового ассессмента на основе методологии геймификации».
Платформа в формате игры оценивает навыки соискателя, его компетенции в разных
направлениях, личностные качества. Даже то, как кандидат начнет игру, много
расскажет о его поведении. Такие геймифицированные собеседования могут стать
вполне рабочими проектами в ближайшем будущем. Это решение получило высокую
оценку со стороны представителей индустриальных партнеров.
Практика защиты ВКР в форме стартапа обладает преимуществами перед обычной
защитой диплома и дает двойную пользу авторам и научным руководителям. Это
система вовлечения студентов и преподавателей в предпринимательскую и
инновационную деятельность с реализацией на практике знаний и умений,
привлечение инвесторов, развитие малого бизнеса в стране. И главное – такой
формат будет интересен выпускникам, которые захотят развиваться дальше и
останутся внутри профессии.