Первый правовой AI-ассистент ИСКРА

Офицеры ФСБ и Росгвардии рассказали о деятельности по контролю за оборотом оружия в Чувашии

Прямой эфирОфицеры ФСБ и Росгвардии рассказали о деятельности по контролю за оборотом оружия в Чувашии Росгвардия

Прямой эфир


1.    Евгений Вячеславович, давайте начнем с цифр, чтобы у слушателей было понимание о субъектах контроля Вашей службы. Сколько на сегодняшний день на территории Чувашии зарегистрировано единиц оружия? Сколько с начала года  сотрудниками Росгвардии проведено проверок условий сохранности оружия. Выявляются ли при этом нарушения и каковы санкции за не соблюдение установленных правил оборота оружия и патронов?

Ответ.

На сегодняшний день на территории Чувашской Республики зарегистрировано свыше 13 тыс. граждан, в пользовании которых находится более 24 тыс. единиц оружия. Проверками в текущем году было охвачено свыше 1000 граждан, являющихся владельцами оружия. При этом в ходе проверок по выявленным нарушениям установленных правил хранения оружия к административной ответственности было привлечено  19 граждан. Соответственно оружие у указанных граждан изымается, у кого-то до устранения выявленных нарушений, а у кого-то и с последующим аннулированием выданных разрешительных документов. Часть 4 статьи 20.8 КоАП РФ, предусматривает административную ответственность за нарушение правил хранения оружия и патронов к нему гражданами в виде наложения административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от 6 месяцев до 1 года.

2.    Марина Владимировна, в чем роль органов безопасности в профилактике незаконного оборота оружия?

3.    Евгений Вячеславович, расскажите о порядке хранения огнестрельного оружия, о последствиях его утраты, а также о сроках регистрационных действий с предметами вооружения.

Ответ:

Прежде всего, хочется напомнить о том, что согласно действующего законодательства оружие признаноисточником повышенной опасности.

Касаемо порядка хранения оружия. Как у нас гласит закон, принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны, а также инициирующие и воспламеняющие вещества и материалы для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию (в частности это порох и капсюли) должны храниться по месту их жительства с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах, сейфовых шкафах или металлических шкафах для хранения оружия, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом.

Хранение оружия, патронов гражданами Российской Федерации в местах временного пребывания также должно осуществляться с соблюдением условий, исключающих доступ к ним посторонних лиц.

При этом, ключи от сейфа во избежание завладения оружием третьими лицами (не зависимо от их степени родства и близости) должны находится всегда при владельце. Сейф желательно устанавливать в местах скрытых от посторонних глаз.

Таким образом, условиями обеспечивающими сохранность оружия в данном случае будут являться целый комплекс мероприятий, в том числе и сопутствующих, целью которых будет обеспечить его сохранность.

При отсутствии возможности обеспечить сохранность оружия в связи с длительным отсутствием по месту хранения оружия и патронов (убытие в командировку, отпуск на лечение и т.п.) предусмотрена возможность передачи на временное хранение оружия и патронов в органы внутренних дел для обеспечения их сохранности.

Граждане, являющиеся владельцами оружия обязаны предоставлять доступ к местам хранения оружия должностным лицам подразделений Росгвардии, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом оружия, в целях выполнения ими контрольных функций.

При этом, избежать осмотра оружия на законном основании не получится. За отказ выполнения указанных требований предусмотрена такая мера как аннулирование лицензии либо разрешения на право его хранения (хранения и ношения).

За нарушение правил хранения или ношения оружия гражданами, повлекшее его утрату предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 10 тысяч руб. с конфискацией оружия и патронов либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от 1 года до 3 лет. Но это в том случае, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Статья 224 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за небрежное хранение огнестрельного оружия, если в результате указанных действий наступили определенные тяжкие последствия. При этом, на кону может оказаться чья то жизнь или здоровье.

Следует помнить, что о факте утраты или хищения оружия, владелец будет обязан сообщить в Росгвардию в течение суток.

Касаемо сроков постановки на учет оружия, получения разрешительных документов на новый срок взамен ранее выданных (продление). Приобретенное оружие подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе в двухнедельный срок со дня его приобретения.

Для получения нового разрешения взамен ранее выданного (продления разрешения) гражданин не позднее чем за один месяц до дня окончания срока его действия должен обратиться с соответствующим заявлением в подразделение лицензионно - разрешительной работы по месту учета.

В случае изменения места жительства владелец оружия в двухнедельный срок со дня регистрации по новому месту жительства обязан обратиться в соответствующее подразделение лицензионно - разрешительной работы, с заявлением о постановке на учет принадлежащего ему оружия.

За нарушение сроков выполнения данных процедур административным законодательством предусмотрена ответственность по ст. 20.11 КоАП РФ. Санкция статьи предусматривает наложение на граждан наказания в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 1 тысячи до 3 тысяч рублей.

 

4.    Евгений Вячеславович, немало среди граждан, имеющих в личном пользовании оружие и владельцев так называемого оружия самообороны. Есть ли какие-то ограничения, установленные законодательством на ношение такого оружия?

Федеральным законом «Об оружии» наложен запрет на:

• ношение гражданами оружия при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий;

• ношение огнестрельного или метательного стрелкового оружия в состоянии опьянения, а также ношение гражданами огнестрельного оружия ограниченного поражения на территориях образовательных организаций, за исключением образовательных организаций, уставные цели и задачи которых предусматривают использование оружия;

• во время нахождения в организациях, предназначенных для развлечения и досуга, осуществляющих работу в ночное время и реализующих алкогольную продукцию.

При этом указанный запрет не распространяется на ношение такого оружия лицами, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации охрану указанных организаций.

Аналогичный запрет на наличие оружия у граждан при их участии в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании, религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных, спортивных и иных публичных мероприятиях, установлен частью третьей статьи 24 Федерального закона «Об оружии».

В этой связи необходимо учитывать, что Федеральный закон «Об оружии» не содержит исчерпывающего перечня мероприятий, при проведении которых запрещается ношение гражданами оружия, а, учитывая многообразие видов, назначения, способов возникновения, мест проведения, периодичности таких мероприятий, устанавливает обязательные критерии такого запрета («массовость» и «публичность»).

Например, по содержанию указанные мероприятия могут подразделяться на: общественно-политические (митинги, демонстрации, забастовки, уличные шествия, выборы, референдумы и т.п.), культурно-зрелищные (концерты, ярмарки, народные гуляния, фестивали, конкурсы и т.п.), спортивные (хоккейные и футбольные матчи, спартакиады, олимпиады и т.п.), культовые (религиозные праздники, похороны и т.п.); по назначению: международные, республиканские, местные и т.п.; по способу возникновения: организованные (проведение законного мероприятия с уведомлением органов местной власти), стихийные (проведение мероприятия без уведомления местных органов власти либо с нарушением установленных законом ограничений); по месту проведения: в помещениях или сооружениях (в концертном зале, на стадионе), на открытой местности (улица или площадь населенного пункта); по периодичности проведения: разовые, периодические; по возможности принятия участия: общедоступные, с ограниченным количеством участников и т.д.

Кроме того, в силу Федерального закона «О противодействии терроризму» под местами массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Применительно к этой категории объектов устанавливаются обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности. Правообладатели объектов обеспечивают выполнение этих требований, в том числе путем наложения запрета на нахождение вооруженных граждан на объекте массового пребывания людей.

Вводимые на ряде объектов массового пребывания граждан ограничения оборота оружия должны находить отражение в правилах соблюдения внутриобъектового режима с тем, чтобы посетители объекта, осуществляющие ношение оружия самообороны, не были лишены права выбора и возможности принятия соответствующего решения при рассмотрении вопроса о посещении объекта, на котором введен запрет на пребывание на нем с оружием.

Указанная мера должна расцениваться как мера профилактики терроризма, а именно условий, способствующих совершению террористических актов.

 

5.    Евгений Вячеславович, кому не выдаются лицензии на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия? Какие новшества в законодательстве об оружии были за последнее время?

Ответ.

Давайте, начнем с последних нововведений, касаемо ограничений на получение лицензии на приобретение оружия, которые у нас вступили в силу с 29 июня 2022 года и были дополнены 30 марта 2023 года.

Основные изменения коснулись повышения возрастного порога, с которого гражданин может стать владельцем оружия, а также ужесточения требований непосредственно к самому кандидатам, изъявившим желание приобрести оружие либо уже являющихся его владельцами.

Требования ужесточены в отношении той категории граждан:

- кто имеет неснятую или непогашенную судимость за умышленное преступление;

- кто имеет даже снятую или погашенную судимость, но за тяжкое или особо тяжкое преступление;

- кто осужден за умышленное преступление средней тяжести, совершенное с применением оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов;

- у кого есть снятая или погашенная судимость за умышленное преступление, связанное с незаконным оборотом оружия;

- у кого есть снятая или погашенная судимость за преступление террористического характера, экстремистской направленности либо совершенное в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма;

- у кого есть снятая или погашенная судимость за умышленное преступление, совершенное с применением насилия в отношении несовершеннолетнего;

- кто находится в статусе подозреваемого или обвиняемого в совершении умышленного преступления;

- освобожденных судом от уголовной ответственности за совершение умышленного преступления с назначением судебного штрафа либо по основаниям, не дающим права на реабилитацию в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, - до истечения двух лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;

- тем, кто осужден за преступления два раза или более. Тяжесть преступлений в этом случае никакой роли не играет.

Еще в выдаче лицензий откажут тем, кто совершает административные правонарушения. В частности, не смогут купить оружие те:

- кого привлекли к ответственности за административное правонарушение, предусматривающее административный арест;

- кого привлекли к административной ответственности за потребление наркотиков или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ;

- кто привлекался к ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения либо передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.

Ну и из тех оснований, препятствующих выдаче лицензии, которые у нас остались неизменными:

- отсутствие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием;

- отсутствие документа о прохождении соответствующей подготовки по правилам безопасного обращения с оружием;

- отсутствие места жительства.

6.    Марина Владимировна, какие меры принимаются правоохранительными органами для предотвращения незаконного оборота оружия?

7.    Евгений Вячеславович, не для кого не секрет, что за определенные нарушения или не выполнение каких-либо предписанных законом требований Вы можете аннулировать выданные гражданам лицензии или разрешения. Что может послужить основанием для принятия такого решения и как Вами проводится работа по выявлению таких скажем «нерадивых» граждан?

Ответ.

Ну, касаемо оснований при наступлении которых, выданные гражданину лицензия или разрешение могут быть аннулированы я уже перечислил. То есть возникновение обстоятельств препятствующих выдаче гражданину лицензии и будет основанием для принятия решения об аннулировании выданных лицензий и разрешений на хранение и ношение оружия. И если по отдельным основаниям при условии их последующего устранения можно будет в дальнейшем повторно обратиться за получением лицензии на приобретение оружия, то по ряду возникших оснований получить в будущем допуск к оружию не получится. К таким основаниям в частности относятся:

- имеющим снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, а также за умышленное преступление средней тяжести, совершенное с применением (использованием) оружия, предметов, используемых в качестве оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов;

- имеющим снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, связанное с незаконным оборотом оружия и патронов к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств;

- имеющим снятую или погашенную судимость за преступление террористического характера и (или) экстремистской направленности, а также за преступление, совершенное в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма;

- имеющим снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, совершенное с применением насилия в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней);

- два и более раза осужденным за совершение преступления.

Информация о лицах данной категории в целях своевременного принятия мер по изъятию, имеющегося в пользовании оружия и аннулированию выданных разрешительных документов поступает к нам из взаимодействующих ведомств и правоохранительных органов как по направляемым запросам так и в инициативном порядке.

В рамках проводимой работы в данном направлении в отчетном периоде т.г. было аннулировано 107 разрешительных документов у 96 граждан в связи с возникновением обстоятельств, препятствующих их дальнейшему владению оружием.

8.    Марина Владимировна, в Чувашии фиксируются факты незаконного оборота оружия? Как пресекаются преступления? 

9.    Евгений Вячеславович,а расскажите проводятся ли в регионе какие-нибудь оперативно-профилактические мероприятия по выявлению из незаконного оборота оружия у населения? Если да, то как часто и что они из себя представляют?

Ответ.

Да, мы ежегодно совместно с МВД по Чувашской Республике проводим на территории республики оперативно - профилактические мероприятия в сфере оборота оружия. Целью проведения данных мероприятий является профилактика и выявление нарушений установленных правил оборота оружия, состоящего на учете в подразделениях, а также противодействие его незаконного обороту. В текущем году было проведено 1 оперативно - профилактических мероприятие. В целом в ходе профилактических мероприятий должностными лицами подразделений лицензионно - разрешительной работы и органов внутренних дел проводятся проверки условий хранения оружия и патронов по месту жительства их владельцев, а также отрабатывается оперативная информация о фактах незаконного оборота оружия.

10.Марина Владимировна, расскажите подробнее про ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом огнестрельного оружия и боеприпасов

11.Евгений Вячеславович, расскажите о региональной программе по добровольной сдаче незаконно хранящегося оружия за денежное вознаграждение

Ответ.

Мероприятия по возмездному изъятию у населения незарегистрированных предметов вооружения осуществляются в рамках действующих на территории каждого муниципального образования подпрограммы «Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территорий».

В 2025 году на организацию работы по добровольной сдаче незарегистрированных предметов вооружения муниципальными образованиями районов и городских округов выделено свыше 500 000 руб.

Под действие программы подпадает любой предмет вооружения, хранящийся у граждан без соответствующих разрешительных документов и не состоящий на учете в подразделениях лицензионно-разрешительной работы.

Для их сдачи гражданину необходимо обратиться в любой территориальный органов МВД России либо Росгвардии с соответствующим заявлением. При невозможности личного обращения в указанные правоохранительные органы о факте наличия на руках незарегистрированных предметов вооружения следует сообщить по телефону.

В среднем по республике на сегодняшний день размер денежной выплаты за добровольную сдачу незарегистрированного оружия составляет от 5000 -7000 руб. В ряде районов республики размер выплат за сдачу незарегистрированного оружия доходит до 9000 руб.

В отчетном периоде т.г. участие в проводимых мероприятиях приняло 8 граждан, сдавших 7 ед. оружия и 74 шт. боеприпасов к оружию.

По фактам добровольной сдачи незарегистрированных предметов вооружения на сегодняшний день гражданам выплачено свыше 30 000 руб.

Согласно примечаний к ст. 222 Уголовного Кодекса Российской Федерации и ст. 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, добровольно сдавшее огнестрельное оружие, его основные части и боеприпасы к нему( за исключением крупнокалиберного огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему) освобождается от ответственности по данным статьям.

12.В век информационных технологий большинство услуг можно получить дистанционно, не выходя из дома. Евгений Вячеславович, расскажите радиослушателям о возможности получения услуг, по линии лицензионно-разрешительной работы, через Единый портал «Госуслуги».

Ответ.

Действительно, сегодня государственные услуги, предоставляемые Росгвардией в сфере оборота оружия, частной охранной и детективной деятельности можно получить с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг. Это в сокращает, прежде всего время граждан на получение необходимых им услуг, так как заявление и необходимые документы возможно подать в подразделение - лицензионно - разрешительной работы Росгвардии в электронном виде не выходя из дома. Должностным лицом подразделения лицензионно - разрешительной работы в рамках рассмотрения заявления гражданина будут проведены все необходимые проверочные мероприятия.

Но посетить подразделение лицензионно - разрешительной работы гражданину все же придется, как минимум один раз - для получения запрашиваемого разрешительного документа, в случае положительного решения по заявлению. Для выбора подходящего времени посещения подразделения лицензионно -разрешительной работы на Едином портале государственных услуг также реализована возможность предварительной записи на прием.

На сегодняшний день 97% от общего числа рассмотренных заявлений поступают в подразделения лицензионно - разрешительной работы Управления Росгвардии по Чувашской Республике с использованием Единого портала государственных и муниципальных  услуг. В данном случае, показатель говорит сам за себя.

13.Евгений Вячеславович, известно, что охотничье оружие хорошо зарекомендовало себя в борьбе с беспилотными летательными аппаратами такой вопрос, в связи с проведением специальной военной операции есть ли желающие, готовые передать оружие для использования в зоне боевых действий и как это происходит?

Ответ.

К счастью, неравнодушных людей, желающих помочь нашим солдатам, выполняющим задачи в зоне проведения специальной военной операции достаточно много. Ежедневно граждане обращаются в наши подразделения лицензионно - разрешительной работы с просьбой оказать содействие в передаче принадлежащего им оружия в государственные военизированные организации. На сегодняшний день количество переданного жителями нашей республики оружия составляет свыше 200 ед. оружия и более 4,5 тыс. патронов.

Законодательно данный вопрос урегулирован и позволяет без лишних проволочек гражданину осуществить передачу своего оружия, государственным военизированным организациям, в том числе воинским частям и организациям Министерства обороны Российской Федерации, предварительно уведомив подразделение лицензионно - разрешительной работы по месту учета.

Передача оружия и патронов к нему государственным военизированным организациям гражданами, изъявившими желание их пожертвовать, осуществляется на основании договора пожертвования и акта приема- передачи.

Договор пожертвования и акт приема-передачи составляются не менее чем в двух экземплярах, которые после их подписания направляются (передаются): первый экземпляр - жертвователю, второй экземпляр - остается в воинской части, принявшей указанное оружие (боеприпасы).

Полученные оружие и боеприпасы принимаются к оперативному и бухгалтерскому учету воинской части.

О факте приема и постановки на учет полученного от граждан Российской Федерации оружия и патронов к нему воинская часть уведомляет подразделение лицензионно - разрешительной работы, которое снимает его с учета.

Для передачи оружия и патронов необходимо обращаться в подразделения лицензионно - разрешительной работы по месту учета.

14. Что бы вы хотели сказать в заключении нашим слушателям? (Сотрудник Росгвардии и сотрудник ФСБ)

Ответ.

Прежде всего, мне в очередной раз хотелось бы обратить внимание слушателей на необходимость соблюдения предписанных правил оборота оружия, как бы банально это не звучало, но я призываю быть их максимально бдительным и ответственным при обращении с ним! Все эти правила и нормы можно сказать «написаны кровью» и не стоит лишний раз проверять их на «зуб»Помните, что став владельцем оружием вы взяли на себя дополнительный круг обязанностей, несоблюдение которых может привести помимо привлечения к ответственности, к непоправимым последствиям, не буду называть каким, думаю каждый понимает. Соблюдая предписанные нормы Вы внесете свой вклад в обеспечение общественной безопасности и профилактику совершения противоправных деяний с его использованием!