Что изменится в России с 1 декабря: дополнительный выходной, уплата имущественных налогов, утверждение графика отпусков, новые требования к договору потребкредита

Виктор Алексеев: “Учиться всегда пригодится”

Начальник отдела образования администрации Новочебоксарска Виктор Алексеев. Фото Валерия Бакланова.Виктор Алексеев: “Учиться всегда пригодится” Встреча на тему дня

Начальник отдела образования администрации Новочебоксарска Виктор Алексеев. Фото Валерия Бакланова.


0

Вот уже более полугода отдел образования администрации Новочебоксарска возглавляет Виктор Алексеев. В канун Дня знаний мы встретились с ним, чтобы поговорить как о том, чем живет сегодня школа, так и о путях развития системы образования Новочебоксарска в ближайшем и отдаленном будущем.

— Виктор Валерьевич, а как сами учились в школе?
— В школу меня всегда тянуло. Благодаря хорошим педагогам интерес к учебе сохранился до выпуск­ного класса.
Учился неплохо, в основном на четверки и пятерки. Такие же отметки стоят в школьном аттестате за одним исключением: за выпускное сочинение получил тройку за содержание, ее и внесли как итоговую. Впрочем, при поступлении в пединститут написал сочинение на четверку.
Первая моя специальность, полученная в вузе, — учитель русского языка и литературы. Так что хотя бы себе я доказал, что русский язык знаю хорошо.
— Из вашей биографии видно: вы придерживаетесь мнения, что человек должен учиться всю жизнь.
— Полностью согласен с этим утверждением. Помимо получения выс­шего образования, я участвовал во многих выездных семинарах, тренингах, образовательных проектах в Красноярске, Воронеже, Москве, Самаре, Ярославле.Все они помогли мне лучше узнать мою работу, перенять опыт коллег из других регионов. Требования современной жизни таковы, что нельзя выучиться на всю жизнь, получить одно образование и на этом успокоиться. Слишком стремительно все меняется, поэтому как минимум каждые пять лет следует проходить переподготовку.
— Начинали вы в каче­стве старшего пионервожатого. Какие проблемы и трудности видите в деятельности современных представителей этой профессии?
— В восьмидесятых годах еще существовала школа пионерского и комсомольского актива. Движение было хорошо развито, и вожатые приходили в школу, имея за плечами неплохой опыт лидерской деятельности. Его получали в выездных лагерях актива, летних загородных.
На сегодняшний день очень многие старшие вожатые не имеют такого опыта. Им приходится осваивать свою работу, что называется, вслепую. Следует учесть, что в настоящее время этой профессии ни в одном образовательном учреждении не учат. И даже если б учили (одно время была такая специальность в педагогическом колледже), то она все равно оставалась бы возрастной. Сложно представить себе вожатого предпенсионного или пенсионного возраста.
Современному вожатому сложнее еще и потому, что нет единой дет­ской организации. Общественные, творческие, патриотические, всевозможных форм и видов, их порой бывает трудно объединить в один союз.
— А потом начали преподавать...
— Первым предметом, который я вел в своей же школе № 23, стала “Культура родного края”. Затем к нему добавились “Основы правовых знаний”. Так получилось, что русский язык и литературу не преподавал вовсе. Несколько лет трудился заместителем директора по воспитательной работе, в 1999 году мне предложили возглавить школу № 56 в Чебоксарах.
— И вы согласились?
— Да. Это большая школа в Новоюжном микрорайоне. Тогда она насчитывала более 1200 учащихся, около 100 человек — трудового коллектива. Здесь трудился директором до 2005 года.
— Самая большая сложность в работе современного директора заключается в недостаточном финансировании учебного заведения?
— Я бы не ставил это во главу угла. Считаю, что самое трудное — выбрать тот вектор, по которому будет развиваться учебное заведение. Не просто прийти на пост руководителя и сказать, что с этого дня приоритетным направлением в школе станет, например, спорт и физкультура. Это было б довольно однобоко. Нужно уметь анализировать, что в ближайшем будущем понадобится ученикам и родителям, насколько востребованы будут те же спортивные классы. Необходимо умение стратегически мыслить, анализировать опыт коллег.
На основе всего этого и вырабатывается то уникальное направление, которое будет свойственно только данному образовательному учреждению и выгодно отличать его от других. Например, у нашей, совершенно обычной школы № 56 в соседях числились лицей, школа с углубленным изучением физики и математики, еще одна с эстетиче­ским уклоном. Чем же мы можем от них отличаться? Проанализировав ситуацию, сделали акцент на второй половине дня. К 2005 году в нашей школе насчитывалось 53 различных кружка, секции, объединения по интересам. Организовали тесное сотрудничество с районным Центром творчества, школой искусств, художественной и двумя спортивными. Мы предложили ребенку выбор: ты можешь отличиться в учебе (эту возможность тоже предоставили), спорте или искусстве.
— Стиль управления школой может быть разным, от демо­кратического до авторитарного. Какой ближе вам? Не возникало желание “поправить” кого-нибудь из директоров?
— Поправить кого-то невозможно. Стиль руковод­ства во многом зависит от темперамента руководителя, его мироощущения. Что касается моего стиля, то в одних вопросах я сугубо демократичен, в других полностью авторитарен. Например, в вопросах, связанных с без­опасностью, финансовой дисциплиной. Здесь не требуется рассуждений или споров, нужно лишь четкое исполнение установленных правил, от которых, кстати, могут зависеть жизнь и здоровье учащихся.
— Случалось, что ставили одних директоров в пример другим?
— В менеджменте есть правило: хвали публично, ругай наедине. Этого правила обычно я и придерживаюсь. Если у руководителя есть какие-то заслуги, чего-то он добился, то об этом обязательно говорю на совещании, общем собрании.
— Наверное, в разговоре об образовании не уйти от темы недоремонта учебных заведений.
— Как часто любят говорить: управлять, имея деньги, может каждый руководитель, ты по­пробуй делать это без средств. В Новочебоксар­ске ситуация, конечно, непростая, но постепенно улучшается. В этом году определены 11 образовательных учреждений, где кровля находилась в аварийном состоянии. Сейчас работы завершаются.
Конечно, не обойтись без спонсоров, помощи организаций и учреждений. В этом году порядка 300 тысяч рублей нам выделил Союз попечителей образования и культуры. Традиционно помогает ОАО “ГЭСстрой”. Неоценима помощь родителей. Пользуясь случаем, хочу сказать всем мамам и папам огромное спасибо за понимание и поддержку. Без них подготовить школы к новому 2011-2012 учебному году было бы невозможно.
— В 2005 году, когда возглавили отдел образования в Ленин­ском районе, трудно было перестроиться?
— Интересно попробовать себя в новом качестве. К нашему отделу относились 25 школ, 41 детский сад и 5 учреждений дополнительного образования. В целом в это время мы сделали акцент на проектной деятельности. В течение четырех лет обучали команды руководителей, как грамотно ею заниматься. Приятно, что, когда появились приоритетные национальные проекты, многие из этих руководителей во­шли в число победителей конкурсов нацпроекта.
— В бытность заместителя министра вы курировали профессиональное образование.
— Да, это были 2009-2010 годы. Для себя в это время открыл удивительных педагогов, творче­ских руководителей именно в системе профессионального образования.
Наверное, всем известен стереотип, который родители навязывают своим чадам: “Будешь плохо учиться — пойдешь в училище”. На самом деле эти учителя помогают подрост­кам, многие из которых педагогически запущены, поверить в себя, получить профессию и стать успешными людьми. Это особый талант: работать там, где не справились другие.
— За последние полгода уже, наверное, успели оценить сильные и слабые стороны системы образования нашего города?
— Новочебоксарск традиционно занимает ведущие позиции в сфере образования республики. Наша задача — сохранить это положение.
Если же говорить о проблемах, то главная — кадровый дефицит. Происходит постепенное старение кадров. К нам приходит мало молодых специалистов. В лучшем случае при хорошей нагрузке зарплата учителя-новичка не превышает 7-8 тысяч рублей.
Очень серьезная проблема в дошкольном образовании. Зарплата здесь даже ниже, чем в школе. Правда, как и учителям, с сегодняшнего дня воспитателям увеличат зарплату на 14,7 процента, с 1 октября еще на 6,5 процента.
Обнадеживает, что в проекте нового Закона “Об образовании” предусматривается возможность выделения средств на заработную плату сотрудникам ДОУ из регионального, а не муниципального бюджета. Ситуация должна улучшиться.
Наконец, есть проблемы в хозяй­ственной деятельности школ и дет­ских садов.
— Что будет приоритетным в наступившем учебном году в Новочебоксарске?
— Мы также будем под­держивать традиционно сильные направления в системе образования города: спортивное, экологическое, а также интеллектуальное развитие детей, особенно работу с одаренными.
Планируем проводить стажировку руководителей в других регионах. Так, на днях группа директоров и заведующих вернулась из Самары и Новокуйбышев­ска, где знакомилась с опытом коллег.
Еще одно направление, необходимость внедрения которого диктует само время, связано с экономией ресурсов. “Умный детский сад, умная школа” — совместный проект с Германией. Это целая система, которая подразумевает как “просто” экономию ресурсов, так и комплекс мероприятий в учебной, воспитательной работе. Например, проведение Дней Земли, когда целый день семья обходится без электричества, а потом вычисляет, сколько энергии удалось сэкономить. Кроме того, проект подразумевает и самостоятельную работу, разработку своих проектов.
В октябре планируем отправить группу директоров и заведующих на стажировку в Германию для знаком­ства с альтернативными источниками энергии.
В целом потенциал педагогов, работников системы образования Новочебоксарска весьма высокий, и с поставленными задачами они способны справиться.

  • Начальник отдела образования администрации Новочебоксарска Виктор Алексеев. Фото Валерия Бакланова.