В школах могут ввести регулярные

Уроки будущего в школе настоящего

Одиннадцатиклассники лицея № 18 Александра и ИванУроки будущего  в школе настоящего Реализация нацпроектов Нацпроект

Одиннадцатиклассники лицея № 18 Александра и Иван


0

О новых образовательных технологиях и о том, какое будущее нас ожидает, в начале нового учебного года журналисту газеты “Грани” рассказала директор Центра мониторинга образования Новочебоксарска Альбина Эндюськина.

 

— Альбина Николаевна, с развитием цифровых технологий учитель перестал быть единственным источником знаний для ученика. Тогда кто он сейчас в образовательном процессе?
— Мне очень нравится слово “наставник”, подходит также “старший товарищ”. В любом случае учитель является ключевым элементом образовательного процесса. Уверена, без него обучение не может быть достаточно эффективным. Думаю, и в далеком будущем профессия учителя останется и будет востребована.
Хочу сказать, что многие нынешние родители учеников воспринимают школу такой, какой она была 15-20 лет назад, когда они сами были детьми, но это восприятие ошибочно. Школа меняется, как и сама жизнь вокруг.
— Еще в 1996 году появилась программа “Новая школа”, подразумевающая изменение существующей на тот момент системы образования. Сейчас преобразования продолжаются уже в рамках приоритетного национального проекта “Образование”. У процесса реформирования есть окончание?
— Как раз лет двадцать назад я задала схожий вопрос тогдашнему, очень уважаемому  специалисту  управления образования города Валентине Алексеевне Троицкой. Она мне ответила: “Сколько себя помню, в школах всегда внедрялось что-то новое. Такова ее сущность, школа должна быть на острие, отвечать на вызовы времени”. Ее фразу я повторила бы и сегодня, уже глядя на приближающиеся двадцатые годы XXI века. Еще вчера робототехника казалась уделом одних ученых. “Робот Федор слетал на орбиту в космос” — это новость из телевизора, и только? А вот и нет. Уже на днях начнем раздавать по новочебоксарским школам комплекты оборудования для проведения уроков робототехники.
— Помимо робототехники какие еще технологии будущего применяются в наших школах?
— К примеру, в нынешнем году школам города предстоит в очередной раз обновить компьютеры. Школы, где учатся менее 800 учащихся, получат по одному современному компьютерному классу, где больше 800 человек — по два.
— Что можно сказать о передовых программах обучения?
— В августе 2019 года Министерство образования и молодежной политики Чувашии подписало соглашение о сотрудничестве с образовательной платформой “Учи.ru”. В прошлом учебном году свыше 700 педагогов в республике прошли обучение по технологиям смешанных цифровых уроков с “Учи.ру” и стали активно использовать новый инструмент, всего же более 2800 педагогов Чувашской Республики  используют платформу в своей образовательной деятельности как во время занятий в классе, так и при удаленной работе или отработке домашних заданий. Огромный плюс  платформы в индивидуальном подходе к каждому ученику. Так, если во время контрольной работы будет выявлено “западание” каких-то тем, то в последующем они будут отработаны в первую очередь.
— Вот уже много лет Новочебоксарск активно сотрудничает с ведущими вузами России (МЭИ, МГТУ им. Баумана, МФТУ, МИЭТ, СПбГУ, КНИТУ) в проведении вузовских олимпиад в нашем городе. Что нового в этой области?
— В прошлом году наш Центр мониторинга подписал договор о сотрудничестве с МИЭТ, тогда же ребята из Новочебоксарска приняли участие в олимпиаде “Электронный наномир”, которая проводится в Зеленограде. На базе школы № 20 Новочебоксарска в прошедшем учебном году был открыт класс углубленного изучения математики и физики. В этом году подать документы для поступления в вуз можно было не выезжая, прямо в Центре мониторинга. Результат налицо: год назад в МИЭТ поступили 2 человека из нашего города, в нынешнем году — 12.
Хочу отметить, что баллы олимпиад названных вузов принимают при поступлении во многих других высших учебных заведениях страны. Участие в вузовских олимпиадах для новочебоксарских школьников зачастую становится своеобразным “билетом в будущее”.  
— Нет сожаления, что ребята уезжают в Москву учиться и не возвращаются?
— С одной стороны, если у молодого человека есть желание и способности послужить своей стране на федеральном уровне, то сожалеть здесь не о чем. С другой, наш ЧГУ не сидит сложа руки и организует свою вузовскую олимпиаду “ЧувГугол”. В ней нынешней осенью примет участие 221 школьник из Новочебоксарска. Думаю, если хорошие условия для учебы и творчества будут созданы дома, то и уезжать никому не захочется.    
— Некоторые учителя в нашем городе стабильно “выдают” победителей и призеров олимпиад республиканского и всероссийского уровней. Это им одни талантливые ученики попадаются?
— Мастера может вырастить только мастер. Все начинается с того, что педагогу удается заинтересовать своим предметом ученика. А происходит это потому, что взрослому наставнику самому интересно. Это и есть самый главный секрет успешного образования.
— Какими вы видите новочебоксарские школы через три-пять лет?
— Образование во многом становится все более индивидуальным. Думаю, что процесс этот продолжится. Каждый ученик, особенно в старших классах, будет сам выбирать, какие учебные курсы ему нужны в большем объеме, нежели базовый уровень. И еще. Я верю, что школа останется местом душевной теплоты, настоящим вторым домом, несмотря на всю цифровизацию и автоматизацию учебного процесса.

 

Одиннадцатиклассники лицея № 18 Александра и Иван (на снимке), как и большинство их одноклассников, собираются поступать на медицинский факультет. Еще год им предстоит изучать биологию под руководством педагога Надежды Захаровой. Той самой, чьи воспитанники ежегодно становятся победителями и призерами республиканской и всероссийской олимпиад по биологии. На днях в учебное заведение поступила цифровая лаборатория по биологии, в составе которой современный бинокулярный микроскоп.  Фото автора

  • Одиннадцатиклассники лицея № 18 Александра и Иван