Что изменится в России с 1 апреля 2024 года

Урок без смартфона

Ученикам всегда есть чем заняться на переменах. Фото Марии СМИРНОВОЙУрок без смартфона Цифровая Россия Образовательная среда

Ученикам всегда есть чем заняться на переменах. Фото Марии СМИРНОВОЙ


0

Уже в ближайшее время ученики школ могут остаться на время нахождения в образовательных учреждениях без любимых гаджетов. Почему в эпоху цифровизации большинство экспертов, учителей, родителей выступают за отказ от личных электронных устройств хотя бы на время уроков?

С чего все началось
Аккурат в День знаний министр просвещения России Ольга Васильева сообщила, что будет поощрять школы, где смартфоны запрещены. Она считает, что сейчас в классах есть все необходимое для учебы и телефоны ученикам там ни к чему.
“У нас в стране уже есть школы, которые используют специальные контейнеры, куда дети складывают телефоны перед уроком. При этом есть контрольный телефон у учителя для связи с родителями. И класс полностью оборудован всем необходимым для работы, даже планшетами. Тогда возникает вопрос — зачем смартфон, если все есть?” — задалась вопросом Ольга Васильева.
Она сослалась на опыт Франции, где пользоваться смартфонами в школах законодательно запретили.
Однако во Франции школьники не могут пользоваться смартфонами только во время уроков. На переменах — пожалуйста. То же самое касается и учителей. Но французское правительство сделало несколько исключений: смартфонами можно пользоваться на уроках, если это нужно в образовательной программе, или детям-инвалидам, которым необходима постоянная связь с родителями.
Такой же запрет работает в США, Греции, Таджикистане, Азербайджане и ряде других стран. Школьникам нельзя пользоваться смартфонами во время уроков, но на переменах ограничений нет.

Что говорят эксперты
Эффект от запрета мобильников проверили ученые из британского Центра экономических показателей. Оказалось, что в школах с ограничением пользования смартфонами успеваемость учеников выше на 6,4%. Исследователи говорят, что это эквивалентно пяти дополнительным дням в учебном году.
Ученые из Института образования НИУ ВШЭ с этим запретом не согласны. Они предлагают использовать смартфоны учеников, чтобы разнообразить процесс обучения, и считают запрет на гаджеты в школах ненужным.
Маркетолог одной из сетей магазинов Чувашии, в прошлом школьный учитель и один из топ-менеджеров компании по продажам гаджетов Игорь Илларионов поделился с нами своим мнением. “Цель нахождения ребенка в школе — учебный процесс. Ничто и никто не должен отвлекать ученика во время занятий. Сейчас в наших школах внедряются интерактивные средства обучения — их достаточно, в этом я согласен с министром Васильевой.
Мобильные гаджеты продаются лицам, достигшим 18 лет, потому понятно, что детям смартфоны и планшеты покупают родители. Они и должны объяснить подрастающему поколению, когда можно пользоваться этими устройствами, а когда нужно воздержаться. Я считаю, что не стоит запрещать приносить гаджеты в школу, а вот перед уроком собирать их в специальные боксы — это правильно”, — поделился Игорь Илларионов.
Преподаватель русского языка и литературы чебоксарской гимназии № 5 Александр Ильин рассказал о практике использования гаджетов на его уроках. “Во время занятий по русскому языку я прошу ребят выключить телефоны, а вот на литературе, наоборот, поощряю к активному использованию устройств. С экрана смартфона или планшета можно читать текст, быстро находить в нем нужные места, ключевые слова. Это очень удобно.
А вообще в нашей школе использование гаджетов каждый учитель регламентирует сам. На занятиях по технологии преподаватель планирует научить детей, как сколачивать контейнеры для таких устройств. И полезно, и функционально”, — поделился Александр Ильин.
 
Что говорят родители
Многие из тех, с кем нам удалось пообщаться на тему запрета смартфонов, разделяют мнение о разграничении места и времени использования гаджетов в школе.
Так, руководитель УПФР по Новочебоксарску Иван Леонтьев считает, что на переменах ученикам не нужно запрещать пользоваться электронными устройствами. “Дети очень энергичны, и почему бы вместо беготни по коридорам школы они спокойно не посидели бы и не полистали странички в Интернете? Хотя понятно, что дети всегда находят способ сочетать пользование гаджетом и физическую активность”, — размышляет Иван Леонтьев.
Начальник новочебоксарского отдела социальной защиты населения Татьяна Уткина разделяет мнение Леонтьева. “Конечно, без телефонов сейчас никуда, даже в школу. В наше время никаких подобных устройств не было, но сейчас все изменилось: дети все активнее в Интернете, да и вообще мобильнее. Быть на связи с миром стало куда проще. Но во время урока, думаю, пользоваться гаджетами не стоит. Или это должно быть с разрешения учителя”, — говорит Татьяна Уткина.
“А я вообще не понимаю, зачем покупать ребенку смартфон, достаточно кнопочного аппарата, — уверена новочебоксарский риэлтор, мать 6-летнего Ромы Людмила Бхутта. — Когда мой сын пойдет в школу, я хочу, чтобы он звонил мне или писал эсэмэску, а не сидел безвылазно в Интернете, вместо того чтобы заниматься учебой”.

Что теперь будет
Скорее всего, на законодательном уровне ограничения на смартфоны в школах у нас не будет, так как Васильева об этом говорила раньше. Каждая школа сама решит, запрещать смартфоны или нет.
А вот насколько этот запрет будет оправдан, пока неясно: телефоны могут как снизить успеваемость детей, так и увеличить с помощью образовательных игр и программ. Какое мнение в итоге победит, покажет время.
А пока мы продолжаем наш опрос на странице газеты “Грани” в “Одноклассниках”  на тему, стоит ли запрещать пользоваться гаджетами на уроках. В нем уже приняли участие почти 600 пользователей. Пока с огромным отрывом лидирует вариант с запретом.
“Перед началом урока нужно забирать телефоны и смартфоны” , — считает наш друг в “ОК”  Надежда Казакова. “Надо полностью запрещать. Смартфоны мешают детям жить полной нормальной жизнью” , — написал Владимир Степанов.
А Татьяна Дмитриева предложила интересный эксперимент. “Тем, кто приходит со смартфонами в класс, надо давать задание, чтоб ребенок все ответы писал учителю на электронный адрес в течение урока со смартфона. Один раз попробует, на второй уже тетрадку принесет, а смартфон спрячет, ибо просто не будет справляться” , — поделилась идеей Татьяна Дмитриева.

  • Ученикам всегда есть чем заняться на переменах. Фото Марии СМИРНОВОЙ