Памятки по ежегодным отпускам от экспертов ГАРАНТа

Путевка в жизнь для каждого ребенка

Ксения Одинокова (в центре), будучи одиннадцатиклассницей лицея № 18, победила во Всероссийской олимпиаде по экологии. Сейчас Ксения студентка МГИМО. Фото cap.ruПутевка в жизнь для каждого ребенка Августовский педсовет

Ксения Одинокова (в центре), будучи одиннадцатиклассницей лицея № 18, победила во Всероссийской олимпиаде по экологии. Сейчас Ксения студентка МГИМО. Фото cap.ru


0

Именно так звучала тема республиканского августовского педсовета, прошедшего в минувшую пятницу в ДК ЧГУ. И яркой иллюстрацией темы стало награждение победителей всероссийского этапа предметных олимпиад школьников. Кстати, в нынешнем году Чувашия вошла в десятку российских регионов с наибольшим количеством детей, одержавших победу во Всероссийской олимпиаде школьников.

Из 20 награжденных ребят пятеро представляли Новочебоксарск, и это лучше всяких слов говорит о том, что система обучения, созданная в нашем городе, остается одной из самых передовых в республике.
В течение всей последующей конференции Новочебоксарск не упомянули ни разу, однако, думаю, многие из присутствовавших в зале новочебоксарских педагогов параллели всё же проводили.
Вице-премьер Правительства Чувашии — министр образования Алла САЛАЕВА обозначила три кита современного образования. Первый — адаптивность. Пока учитель старой формации пишет вопрос на доске, ученик успевает его загуглить. Это лишь увеличивает дистанцию между педагогом и учеником. В современном мире необходимо уметь быстро учиться, быстро применять знания и меняться самому.
“Второй принцип — гармоничное развитие. Четкой границы между физиками и лириками больше нет. Творчество зачастую основывается на спирали Архимеда и принципах золотого сечения. Уже завтра люди одновременно будут обладать как техническими, так и гуманитарными навыками, — отметила Алла Салаева. — Это означает, что задача образования — дать им возможность равноценно развиваться во всех направлениях познания сразу”.
Наконец, третий принцип, который взят за основу, — умение мыслить из будущего. Что это означает? Скажем, ребенок учится в 8 классе (это точка А) и мечтает в будущем стать успешным предпринимателем (точка Б). Свой путь к точке Б школьник представляет так: сдам экзамены, поступлю в вуз, выйду на работу, потом туман, еще туман, еще что-то случится, и вот я в точке Б. Умение же мыслить из будущего означает исходить не из места, где мы находимся, а из места, куда хотим прийти. И на основе этого составить полноценную стратегию действий, отметая лишнее.
Чтобы развивать три перечисленных навыка в детях, необходимо бесконечно развивать их в себе, отметила Алла Салаева. А помогут в этом основные составляющие системы образования. Их четыре: инфраструктура, образовательные программы, профориентация и воспитание школьников.


  • Олег НИКОЛАЕВ, Глава Чувашии:
    “Система образования меняется стремительно. Для того чтобы быть успешным, нужно настроиться на те изменения, которые происходят в обществе, мире, в технологиях, наконец. А система воспитания, которая вернулась в школы, является основой гармонично развитой личности. Наша задача — сделать так, чтобы дети не только выучили таблицу умножения и правила грамматики, но и выработали жизненную позицию, любили Родину, научились уважать окружающих и делали всё возможное, чтобы изменить мир вокруг к лучшему”.


Инфраструктура
“Капитальный ремонт школ — это не просто замена инженерных сетей, кровли и фасада. Это создание новой образовательной среды, основанной на современных технологиях и программах”, — отметил Глава Чувашии Олег Николаев, обращаясь к педагогам.

Восторженно о проведенном капремонте высказалась директор Шыгырданской школы Батыревского района Гельсирень АБЕЙДУЛЛОВА. “От прежнего здания, построенного в 1976 году, остался только каркас, — сказала она. — Всё остальное — новое”. Думаю, с руководителем согласились бы сотрудники новочебоксарских школ № 2 и 3, где такой капремонт уже проведен.


Кадры

Безусловно, наличие квалифицированных педагогов — необходимое условие успешности детей. К сожалению, проблема кадрового дефицита актуальна не только в нашей республике, но и в целом по России. В Чувашии больше всего не хватает воспитателей в детских садах и учителей начальных классов в школах. Всего свободно свыше тысячи вакансий. При этом в регионе есть свой педагогический вуз, который, казалось бы, должен закрыть потребность в учителях не только в нашей республике, но и в соседних регионах, но этого не происходит. Алла Салаева обратилась к руководству педуниверситета совместно решить этот важный вопрос. “Необходимо разработать консолидированную программу для ликвидации кадрового дефицита”, — подчеркнула она.

Ранняя профориентация
О том, почему школьники предпочитают московские вузы, рассказал ректор ЧГУ Андрей АЛЕКСАНДРОВ. И хорошо, если бы речь шла только о вузах первой десятки российского рейтинга, в которых дают действительно хорошее образование. Но ведь в той же Москве около сотни вузов, и далеко не во всех из них качество знаний хотя бы приближается к тому, что дает Чувашский госуниверситет.

И еще одна парадоксальная мысль ректора запомнилась мне: организовывать поездки на предприятия Чувашии нужно не для школьников, а для их родителей, поскольку они, как правило, имеют большое влияние на своих детей в плане выбора места будущей учебы и получения специальности.     
А вот на какие темы республиканского августовского совещания обратили внимание новочебоксарские педагоги.


Комментарии

Александр МАТВЕЕВ, директор школы № 20: Организаторам конференции удалось отлично показать, как меняются условия обучения в современной школе. Однако без решения кадровой проблемы всё это будет бесполезным. Я ранее уже говорил, что для привлечения молодых специалистов в город нужно на уровне муниципалитета решить вопрос со служебным жильем для них, с подъемными и повышением уровня заработной платы.
Глава республики Олег Николаев в своем выступлении уделил большое внимание ранней профилизации школьников. Для этого в Чувашии делается немало, практически в каждом районе республики открыты аграрные классы. Для Новочебоксарска я бы предложил для начала возобновить экскурсии школьников на “Химпром”. А еще можно записать диск виртуальной экскурсии по суперсовременному предприятию “Хевел” и раздать его по школам города. Такая экскурсия стимулировала бы молодежь на получение современных специальностей, раз уж школьники не могут попасть на “Хевел” вживую.
Светлана ШАМРАЙ, директор ЦРТДиЮ: Для учреждений дополнительного образования тема конференции как нельзя актуальна. Окунаясь в атмосферу студий, мастерских, спортивных секций, ребята уже выбирают тот мир, в котором им будет интересно развиваться.
Именно интерес отличает эти занятия от обязательных уроков. Попадая в атмосферу конкуренции и соревновательности, ребята проявляют свои самые лучшие качества: нестандартный подход, мастерство, целеустремленность. Это и является основной целью всего образования — раскрыть потенциал наших детей, и на этом заострила внимание Алла Салаева.
Светлана РОДИОНОВА, начальник отдела образования администрации Новочебоксарска: Дети в школах Новочебоксарска учатся самые разные, у них различные задатки и таланты, и чтобы развить их и дать путевку в жизнь каждому ребенку, нужно действительно не школьников адаптировать к требованиям педагогов, а самим учителям меняться, чтобы отвечать современным вызовам.
Итак, акценты и реперные точки августовское совещание расставило. Впереди — учебный год. 

На фото: Глава Чувашии Олег Николаев и министр образования республики Алла Салаева вручили победителям и призерам всероссийского этапа предметных олимпиад благодарственные грамоты и памятные медали. Ксения Одинокова (в центре), будучи одиннадцатиклассницей лицея № 18, победила во Всероссийской олимпиаде по экологии. Сейчас Ксения студентка МГИМО. Фото cap.ru

  • Ксения Одинокова (в центре), будучи одиннадцатиклассницей лицея № 18, победила во Всероссийской олимпиаде по экологии. Сейчас Ксения студентка МГИМО. Фото cap.ru