Осторожно, терминал!
Обычное утро праздничного дня — Дня народного единства. Настроение хорошее. Решила сходить в магазин, купить что-нибудь вкусненькое.
Зашла в “Санар”, что по Советской, 14а. Решила не проходить мимо установленного здесь платежного терминала № 006 (теперь я обращаю внимание на номера, прежде чем пополнить счет на сотовом телефоне). Внесла 50 рублей, взяла чек. Прошел час, другой — денег нет. Начала набирать указанный в квитанции телефон техподдержки, но вскоре поняла — бесполезно: оператор вежливо отвечал, что абонент отсутствует. Непонятно, кого эта служба поддерживает?
Не буду объяснять, как, но мне удалось найти номер телефона предпринимательницы, установившей терминал. К вечеру смогла до нее дозвониться. Объяснила ситуацию, сказала, что по телефону техподдержки никто не отвечает, поэтому обращаюсь к ней. На вопрос, почему не дошли деньги, предпринимательница ответила: в этот день терминал не работал. Но как же? Работал и даже чеки выдавал, что не всегда иные делают.
Сказав, что перезвонит позднее, владелица терминала положила трубку. Буквально через несколько секунд звонок. Слышу: “Вы через наш автомат не пополняли счет!” Но у меня же чек на руках! Она опять бросает трубку. Тут же звонит мужчина, предлагает встретиться, чтобы посмотреть, что за чек... В общем, деньги я так и не получила. Абонент.
Свой чек клиентка платежного терминала принесла в редакцию. По указанному в нем номеру телефона до техподдержки, действительно, не удалось дозвониться. В течение нескольких дней в разное время суток на обратном конце провода звучало “абонент временно отсутствует” или просто шли длинные гудки.
Платежные терминалы появились в России в начале XXI века, быстро набрали популярность, и сегодня с их помощью можно не только пополнить счет телефона, но и рассчитаться за коммунальные услуги, Интернет, положить средства в “электронный кошелек”. Кстати, на Западе терминалов нет, это едва ли не единственный IT-бизнес, который зародился на нашей почве. И расцвел он фактически в правовом вакууме: ни Гражданский кодекс РФ, ни законы “О связи” и “О защите прав потребителей” не учитывали его специфики. И нарушения прав клиентов не заставили себя ждать.
Потребители жаловались, что деньги на счет приходят с задержкой (до суток) или, что еще хуже, вообще не поступают. Пару лет назад по одной такой жалобе в Роспотребнадзор удалось добиться их возврата. Но новочебоксарцу требовалось поехать в Чебоксары, найти владельца терминала и получить у него не зачисленные на счет телефона...
50 рублей. Дорога обошлась бы дороже! Обязать виновника просто перечислить деньги по указанному номеру сотового в федеральной службе по защите прав потребителей, видимо, не смогли, закона-то не было.
Но есть надежда, скоро все изменится. 4 июня Президент России Дмитрий Медведев подписал Закон “О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами”. Документ вступит в силу 1 января 2010 года. Новый закон предусматривает обязательное страхование риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по расчетам с поставщиками. Кроме того, он устанавливает максимально допустимый размер платежа через терминал — 15 тысяч рублей.
Потребителям услуг моментальных платежей специалисты советуют пользоваться терминалами банков либо крупных сетей, так как здесь финансовые потоки компании полностью контролируются кредитной организацией. А терминалы индивидуальных предпринимателей, прежде чем внести крупную сумму, можно проверить: оплатить сначала 10 рублей и посмотреть, насколько быстро придут деньги. Обращайте внимание на чек: на нем должны быть название компании, ИНН, телефон службы поддержки и адрес офиса компании.