Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Искусство против технологий

Опера “Главный вопрос” представляет собой синтез музыки и танца, архитектуры и технического прогресса.Искусство против технологий Территория культуры

Опера “Главный вопрос” представляет собой синтез музыки и танца, архитектуры и технического прогресса.

На 12-й планете произошел технологический коллапс. В одночасье отказали все электрические приборы. Одичавшее население поклоняется великим древоточицам.Искусство против технологий Территория культуры

На 12-й планете произошел технологический коллапс. В одночасье отказали все электрические приборы. Одичавшее население поклоняется великим древоточицам.

Младший инженер пожалел вагонетку АРГО и вернул ее к заводским настройкам.Искусство против технологий Территория культуры

Младший инженер пожалел вагонетку АРГО и вернул ее к заводским настройкам.

Костюм Маргариты Финогентовой, созданный с помощью нейросети.Искусство против технологий Территория культуры

Костюм Маргариты Финогентовой, созданный с помощью нейросети.

Дебют собаки-робота.Искусство против технологий Территория культуры

Дебют собаки-робота.

В сцене Супергалактической премии в режиме реального времени велась видеотрансляция.Искусство против технологий Территория культуры

В сцене Супергалактической премии в режиме реального времени велась видеотрансляция.

Вагонетку АРГО озвучивала лауреат международных конкурсов Василиса Савкина. 3D-модель певицы на экране была создана с помощью технологии лидар.Искусство против технологий Территория культуры

Вагонетку АРГО озвучивала лауреат международных конкурсов Василиса Савкина. 3D-модель певицы на экране была создана с помощью технологии лидар.


0

Когда два года назад я впервые как журналист получила приглашение на оперный фестиваль, то все мое внимание было направлено на сцену Чувашского государственного театра оперы и балета. Я анализировала костюмы артистов, декорации и само действо. В этот раз мой взгляд то и дело устремлялся в зал. Как ни печально, но на открытии XXXIII Международного оперного фестиваля им. М.Д. Михайлова зрители заполнили едва ли половину зала.


А на сцене выступали выдающиеся оперные певцы, в числе которых заслуженные артисты России Карен Акопов (Михайловский театр), Михаил Казаков (Большой театр), народный артист Республики Северная Осетия-Алания Михаил Колелишвили (Мариинский театр).
Аплодисменты подолгу не смолкали после каждого номера: истинные ценители оперного искусства уловили индивидуальность каждого баса и по достоинству оценили харизму и артистизм исполнителей.
Оперный фестиваль — это уникальная возможность, не выезжая из региона, познакомиться с творчеством солистов ведущих театров России и стран ближнего зарубежья. И в то время, пока в Мариинском театре раскупаются билеты за месяц до представления, в Чувашии даже не спешат знакомиться с гостями из Санкт-Петербурга.
Да и мы, пожалуй, опустим размышления о произведениях великих композиторов Амадея Моцарта, Антонио Сальери и Джоаккино Россини. Сразу перейдем к мировой премьере “Главный вопрос”, о которой вот уже несколько недель пишут все СМИ и интерес к которой проявили деятели искусств других регионов, знаменитые критики и театроведы страны. На премьере был аншлаг, да и второй показ проходил практически при полном зале.
В самом начале спектакля виртуальный рассказчик дает число 42. Это ответ на вопрос, который ему предстоит найти. Во время постановки на экране появляются разные вопросы. Например, сколько времени нужно для полной деградации цивилизации. Ответы на них мы находили тут же на сцене, но они разнятся с заданным числом.
Сюжет спектакля состоит из девяти эпизодов на девяти разных языках: русском, чувашском, английском, итальянском, немецком, французском, японском, квазиславянском и санскрите. Необычные декорации и костюмы, а также талант артистов, представленный в нетипичных для них ролях, сразу же вводят нас в повествование. Мы путешествуем по разным уголкам нашей планеты и галактики в поисках того самого вопроса.
Были в спектакле отсылки к популярным произведениям научной фантастики, таким как “Звездные войны” или “Автостопом по галактике”, к философским трудам, компьютерным играм и аниме.
Например, в третьем эпизоде авторы выдвигают философский вопрос, называемый в народе “проблемой вагонетки”. Сделать выбор, кого спасти: экипаж с пассажирами или миллионы человеческих жизней, пришлось искусственному интеллекту — машине АРГО. Выбрав большинство, она была наказана и переведена в разряд “низшего” сословия — вагонетку. Младший инженер сжалился над машиной и возвратил ее к заводским настройкам, что категорически запрещено.
В первом акте представлен также отдельный этюд собаки-робота, который заставил всех умилиться. Но в чем смысл и связь этих сцен? Многие выходили на антракт, искренне не понимая, что произошло на сцене. Кто-то, успев разочароваться, поспешил домой: поредели ряды зрителей к началу второго акта.
И первый эпизод второго отделения сразу перенес нас из будущего в прошлое, если быть точнее, то в кабину корабля “Восток-3”, где Андриян Николаев впервые ощутил невесомость.
Затем передвижение во времени и пространстве продолжилось. Народная артистка Чувашии Маргарита Финогентова прекрасно изобразила безвольного, боготворящего хозяина робота-горничную Кибер-Акита-Неко и исполнила арию на японском.
А после зрители стали гостями Супергалактической премии, где автор-победитель признался, что всё это время дурачил научное сообщество: “Мир полностью слетел с катушек, и я решил создать подробную академическую работу, которая была бы абсолютно вымышленной. Теперь я совершенно уверен в том, что всё здесь происходящее — надувательство. Люди, пробудитесь ото сна!”
Зрители побывали в разных уголках Земли, попутешествовали в прошлом и будущем. К настоящему нас привел предпоследний эпизод: художник, лишенный вдохновения, взывает о помощи к нейросети.
Заканчивается опера знаковой арией на итальянском языке: “Давайте представим, что однажды появится некая машина и самую сложную, любимую и творческую работу лучше вас, люди, сделает. А еще давайте представим, что в вашем кармане внезапно появится машина, и все ваши деньги, все ваши данные и все секреты, люди, она себе присвоит. Это очень смешно! Какая выдумка! Этот день не наступит!”
А потом, доставая свои смартфоны и побуждая зрителей поступить так же, артисты продолжили: “В завершение фарса давайте позволим себе представить, что некая новая машина уже сюда прибыла, и всё, о чем мы говорим, шутим, поем, воплотилось в жизнь. Этот день уже наступил! Ура!”
Да, это действительно свершилось. Чебоксарцам и гостям столицы был представлен первый спектакль в мире, созданный в соавторстве с искусственным интеллектом. Декорации, костюмы и музыка были частично сгенерированы нейросетью. Собака-артист со своим этюдом, не несшим никакую смысловую нагрузку, заставила зрителей руко­плескать.
И пока мы задумывались о смысле и назначении абсолютно рандомного согласно автору книги “Автостопом по галактике” Дугласу Адамсу числа, над нами висели куда более глобальные вопросы. И главный из них должны задать себе мы сами и найти ответ на него. Иначе в ближайшем будущем нас ждут новые вызовы в виде взаимодействия с суперкомпьютерами, превосходящими человеческие возможности.
Фото автора


  • Опера “Главный вопрос” представляет собой синтез музыки и танца, архитектуры и технического прогресса.
  • На 12-й планете произошел технологический коллапс. В одночасье отказали все электрические приборы. Одичавшее население поклоняется великим древоточицам.
  • Младший инженер пожалел вагонетку АРГО и вернул ее к заводским настройкам.
  • Костюм Маргариты Финогентовой, созданный с помощью нейросети.
  • Дебют собаки-робота.
  • В сцене Супергалактической премии в режиме реального времени велась видеотрансляция.
  • Вагонетку АРГО озвучивала лауреат международных конкурсов Василиса Савкина. 3D-модель певицы на экране была создана с помощью технологии лидар.