Информационный мир без барьеров

Обучение в классе, созданном в рамках “Доступной среды”, ведет Галина Соловьева, а помогает ей специальная техника.Информационный мир без барьеров Цифровая Россия Доступная ИТ-среда

Обучение в классе, созданном в рамках “Доступной среды”, ведет Галина Соловьева, а помогает ей специальная техника.

Дисплей Брайля.Информационный мир без барьеров Цифровая Россия Доступная ИТ-среда

Дисплей Брайля.

Клавиатура для слабовидящих.Информационный мир без барьеров Цифровая Россия Доступная ИТ-среда

Клавиатура для слабовидящих.


0

Понимание того, как устроены информационные технологии, — удел молодых людей? Как бы не так. Если доступ к компьютеру сегодня имеет любой желающий, почему бы людям старшего поколения не научиться пользоваться преимуществами эпохи информационных технологий?

Технологии для всех
Как овладеть навыками работы на компьютере тем, кому за 60, 70 или 80? Конечно, можно попросить внука рассказать о принципах работы машины. Но ведь юным всегда некогда, да и терпения, как правило, нет.
“Бабуля, ну почему ты не можешь нажимать на левую клавишу мыши вместо правой?” или “Сколько раз объяснять: копировать — это Ctrl+С, вставить — Ctrl+V” и финальное: “Все, я сдаюсь, давай лучше оплачу тебе курсы”, — с такими фразами, недовольством и отказом обучать сталкивались многие.

Что же делать? Ведь хочется почитать что-то в Интернете, пообщаться в соцсетях со старыми приятелями или не ходить по организациям за и со справками, а оформить, уплатить все, что положено, в электронном виде.
Конечно, выход есть. И это не дорогущие курсы. Это Новочебоксарский центр социального обслуживания населения и его партнеры.

Цифра лечит
Обучение компьютерной грамотности проходит по четырем направлениям. Первое из них — занятия в специализированном компьютерном классе, который был открыт в 2015 году в рамках подпрограммы “Доступная среда” государственной программы Чувашской Республики “Социальная поддержка граждан”. Предназначен класс для слабослышащих и слабовидящих инвалидов, а также для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Помещение оборудовано со­временной компьютерной техникой. В классе три моноблока, к которым подключены беспроводная клавиатура и мышь.
Для людей с нарушением зрения и моторики есть возможность работы на дополнительной клавиатуре, клавиши которой больше стандартного размера и представлены в разных цветах.
Электронный ручной видеоувеличитель предназначен для чтения слабовидящими людьми плоскопечатного текста на экране монитора. С его помощью они могут читать газеты, журналы, инструкции к лекар­ствам. Увеличение изображения возможно до 32 раз. Кроме того, компьютер оснащен программой с функцией экранного увеличения, поддержкой речевого выхода, а также возможностью ввода-вывода текста посредством шрифта Брайля.
К компьютеру подсоединен джойстик, сочетающий функции мыши и джойстика. Это первая в мире беспроводная система управления, предназначенная для пользователей с ограниченными физическими возможностями.
Один из компьютеров оборудован дисплеем Брайля. Улучшенный дизайн дисплея расширяет возможности навигационной и операционной систем для чтения с экрана и позволяет людям с нарушениями зрения читать информацию с помощью брайлевских символов.
Для слабослышащих людей в классе компьютерной грамотности имеются FM-система и FM-приемник. Использование системы дает возможность обучающему с легкостью руководить учебным процессом, а обучающимся — усваивать большой объем информации.

Догнать время
В функциональности и удобстве оборудования для инвалидов мы убедились, посетив одно из занятий, которые проводит специалист по социальной работе Галина Соловьева. Ей требуется немало терпения, чтобы донести до людей с нулевым уровнем компьютерных знаний важную информацию, без которой немыслим наш век.
“В этом году по данной программе обучилось уже 14 человек, — рассказывает Галина Соловьева. — Курс идет три недели и состоит из шести достаточно интенсивных занятий. В классе предусмотрены три места, потому обучение можно назвать индивидуальным. У нас на глазах происходили как будто чудеса: обучающиеся с каждым новым заданием преподавателя чувствовали себя увереннее, а к концу 1,5-часового урока могли делать на компьютере то, что им было недоступно десятилетиями".
“Кроме основ работы на компьютере наши ученики осваивают программы Word, Excel, Power Point, Skype, владеют навыками работы с интернет-ресурсами, в частности могут зарегистрировать электронную почту, аккаунты в соцсетях, пользоваться широким спектром услуг, предоставляемых сайтом gosuslugi.ru, — говорит директор Центра социального обслуживания населения Елена Шашкарова. — Приобретение знаний в области работы с Единым порталом госуслуг особенно важно для инвалидов: дистанционное взаимодей­ствие с органами власти — это жизненная необходимость для многих людей с ограничениями по здоровью”.

Понятный Интернет
Второе направление — это “Клуб по приобретению основ компьютерной грамотности для граждан пожилого возраста”. Он создан в 2013 году для мобильных пенсионеров. Здесь также три рабочих места. Руководит клубом психолог Елена Лукина.
Программа обучения такая же, как и в предыдущем направлении. “За основу взят курс “Азбука Интернета”, разработанный специалистами Пенсионного фонда России, — рассказывает Елена Лукина. — Также мы применяем и адаптируем еще несколько программ из других регионов. В частности, “Понятный Интернет”, которым с нами поделились коллеги из Нижегородской области. Нужно понимать, что разработки, взятые за основу, — это не догма, мы привносим в обучение немало собственных идей, ведь нами накоплен уже немалый опыт”.
Как и по первому направлению, в клубе одна группа пенсионеров сменяет другую. И так круглый год. Кстати, в 2018-м количество обучившихся составило 19 человек.
Безусловно, людей пожилого возраста, желающих получить компьютерные знания, в Новочебоксарске немало. И у самого Центра нет возможности вместить в своих стенах сотни людей и машин.
Чтобы помочь максимальному количеству желающих, ЦСОН совместно с отделением Союза пенсионеров России и Управлением ПФР в Новочебоксарске при содействии администрации города проводит занятия в учебных заведениях.
“К нам поступают обращения граждан пожилого возраста, мы их фиксируем и передаем информацию в Союз, — говорит Елена Шашкарова. — В итоге формируется группа, администрация Новочебоксарска определяет несколько школ, где могут заниматься группы по 15-17 человек”.
Результат такой же отличный, как и в предыдущих случаях. Пенсионеры регистрируются на портале госуслуг, в соцсетях, общаются с друзьями и род­ственниками со всей страны, получают нужную информацию. Многие научились дистанционно оплачивать коммунальные услуги, Интернет, переводить деньги с карты на карту и многому другому. Так что помощь внука им уже не требуется. Они сами готовы обучать подрастающее поколение.

С нуля в Турцию
Стоит упомянуть и еще об одном направлении. Неработающие пенсионеры, также записавшись через ЦСОН, могут пройти обучение на базе Новочебоксарского химико-механического техникума. Учреждение тоже состоит в партнерских отношениях с Центром. После прохождения курса пенсионерам выдаются свидетельства оператора ЭВМ. Таким образом, обучившийся уже становится специалистом. А это дополнительное преимущество на рынке труда, учитывая, что все больше пенсионеров хотят продолжать работать.
И напоследок небольшая история. В 2017 году пенсионерка Владислава Анитова окончила курс клуба, а затем и НХМТ. Если поначалу ее уровень знаний был “а как это включается”, то по окончании занятий она стала активным пользователем соцсетей, приобрела множество друзей. А еще через Интернет оформила турпутевку в Турцию, и теперь фотографии с морского курорта украшают ее страницу в “Одноклассниках”.
XXI век стремителен, как самолет, уносящий нас в новые дали. Только в отличие от летательного средства, в которое можно и не садиться, интеграция в информационный мир — важная часть жизни. Чем дальше мы шагаем во времени, тем больше убеждаемся: цифровизация — это то, что нужно каждому из нас, нужно нашей стране.
 

  • Обучение в классе, созданном в рамках “Доступной среды”, ведет Галина Соловьева, а помогает ей специальная техника.
  • Дисплей Брайля.
  • Клавиатура для слабовидящих.