Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Домашка. Версия родителей

Вместе с мамой делают уроки большинство учеников начальных классов. Фото Максима БОБРОВАДомашка. Версия родителей домашняя работа

Вместе с мамой делают уроки большинство учеников начальных классов. Фото Максима БОБРОВА

Shirshov_dlia_tsitaty.jpgДомашка. Версия родителей домашняя работа

Shirshov_dlia_tsitaty.jpg

Vavilova.jpgДомашка. Версия родителей домашняя работа

Vavilova.jpg


0

Половина первого ночи. Телефонный звонок. Сонный голос: “Алло”. В трубке: “Марьиванна? Это папа вашего ученика Вовочки Сидорова. Спите? А мы не спим. Учим”.

Этот анекдот с бородой хорошо отражает ту тему, которую “Грани” намерены сегодня предложить для обсуждения, — выполнение школьного домашнего здания учениками вместе с родителями. Впрочем, есть и более современный аналог старого анекдота: вирусным стал ролик комика Алексея Щербакова о том, как он с сыном-первоклассником вынужден делать уроки. Вот лишь пара цитат, которые теперь родители школяров пересказывают друг другу: “Вы — школа, я — дом”, “Я отдал в школу тупого — верните умного”.
Впрочем, в сторону шутки. Поговорим о том, с чем сталкиваются родители в реальности.

В первый класс
Мама Мария отдала сына в первый класс в этом году. Весь предыдущий год ребенок посещал школу будущего первоклассника, потому к 1 сентября уже умел считать до десяти, знал буквы. Сейчас, в конце первого полугодия, основную проблему при выполнении домашнего задания представляет русский язык. “Последний раз этот (зачеркнуто) русский мы дома делали с 15.00 до 19.00 часов. Четыре часа! — признается Мария. — Обычно это происходит с криками, плачем ребенка и последующей моей истерикой. Да, часто вырываю листок и заставляю переписывать”. 
Может, это особенности личности конкретного ребенка? Вот еще один пример. У мамы Татьяны сын также учится в первом классе. На выполнение домашнего задания вместе с ребенком обычно уходит 2-2,5 часа, признается женщина.  Больше всего у нее вопросов по “Окружающему миру”. Точнее, по тем заданиям, что задают по этому предмету. По мнению Татьяны, часто они даются “не по возрасту”. К примеру, слова, значение которых и мама-то не знает, не то что ребенок. Самое грустное, что тексты не разбирают в школе, объясняя непонятные места. Эту обязанность школа возложила на родителей, считает мама. 
Чем дальше в лес...
“Дальше будет лучше, — считают многие родители. — Ребенок привыкнет и будет справляться сам”. “Наивные!” — отзывается мама со стажем по имени Наталия, и она знает, о чем говорит. Катя — ее третий ребенок, учится сейчас во втором классе. “С сентября началось изучение английского языка, и этому предмету мы в этом году уделяем больше всего внимания. В целом на приготовление домашнего задания по одному предмету уходит около часа. То есть в день на домашку тратим по два-три часа. К слову, Катя в классе среди середняков, у нее лишь одна тройка за прошлую четверть по “родному русскому”.
А вот еще несколько мнений родителей учеников вторых-четвертых классов: “Слишком много задают читать. Мы читаем с ребенком по очереди — страницу он, страницу я” (Кристина); “Задают на дом сделать презентацию на компьютере, но как ее делать, ребенка в школе никто не учит. Сам поймет?” (Александр); “По “Окружающему миру” задают выучить параграф в учебнике, потом проверяют тестированием. Все сводится к тупому зазубриванию” (Анна).

Альтернатива репетитору
Руководитель образовательного центра “Росток” и педагог с многолетним стажем Вера Вавилова
в разговоре о школьном домашнем задании призвала не забывать, ради чего оно, собственно, задается. Главной целью остается повторение и закрепление пройденного в классе. Именно поэтому в заданиях по русскому языку главное — не переписать упражнение, а обозначить орфо­граммы, то есть примененные в данном конкретном случае правила. К примеру, подбирая проверочное слово, ребенок тем самым показывает, что знает изученное правило и умеет его применять.
Ключевым, по мнению В.Вавиловой, в начальной школе является умение бегло читать. От этого умения, к примеру, зависит даже скорость решения задачи по математике. Поэтому читать нужно каждый день, особенно если школьник не укладывается в нормативы, они разработаны для каждого школьного возраста.
Чрезвычайно важна организация выполнения домашней работы. Нормы СанПиН придуманы не просто так, при растягивании домашней работы на несколько часов ребенок устает, не может соображать, и дело заканчивается слезами.
Что касается “Окружающего мира”. “Это чрезвычайно сложный предмет, — считает Вера Вавилова. — В старших классах он превращается сразу в пять школьных дисциплин. За один урок в неделю учитель не способен дать все необходимые знания об окружающем мире. Задача педагога — вызвать интерес у ребенка, чтобы тот по­стигал мир, законы природы сам при помощи образовательных передач, энциклопедий и других способов, при содействии родителей”.


Минобразования Чувашии 
Начальник отдела дошкольного и общего образования Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики Антон Ширшов
пояснил: “Основным регулирующим документом по вопросу домашних заданий является СанПиН 2.4.2.2821-10. При этом документ оговаривает только объем заданий, а вот сложность остается исключительным полномочием учителя и школы.
Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” четко обозначена автономность школы в выборе и разработке образовательной программы. Учителем разрабатывается рабочая программа по предмету, домашние задания являются как раз частью этой программы. Разумеется, все программы должны соотноситься с федеральными государственными образовательными стандартами и примерными программами, одобренными федеральными учебно-методическими объединениями.
Домашнее задание дается ученикам для закрепления изученного материала. То есть учитель не должен задавать в пятом классе домашнее задание по теме, которую ученики будут проходить только через год. Вместе с тем, чтобы стимулировать творческую, исследовательскую активность ребенка, учитель может задать некоторый материал для самостоятельного изучения и по­следующего обсуждения на уроке. Домашнее задание должно быть понятно каждому ученику. Учащиеся должны точно знать, что делать и как делать, поэтому учителю рекомендуется на уроке объяснить это ученикам”.

 

Пункт 10.30 СанПиН

“Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономиче­ских часах): во 2-3 классах — 1,5 часа, в 4-5 классах — 2 часа, в 6-8 классах — 2,5 часа, в 9-11 классах — до 3,5 часа”.

 

Результаты опроса

Делаете ли вы со своим ребенком уроки?
  • Да, делаю - 37,4%
  • Раньше делал, но ребенок вырос, справляется сам - 15,2%
  • Нет, не делаю - 5,32%
Сколько времени вы тратите (тратили) на приготовление уроков вместе с ребенком?
  • От часа до двух часов - 38,4%
  • Только объясняю непонятные моменты - 30,8%
  • Не более часа - 15,4%
  • Больше двух часов - 15,4%
Опрос проводился на страницах газеты в “Одноклассниках” и “ВКонтакте”. 
  • Вместе с мамой делают уроки большинство учеников начальных классов. Фото Максима БОБРОВА
  • Shirshov_dlia_tsitaty.jpg
  • Vavilova.jpg

Комментарии

Изображение пользователя Горожанка горожанка.

В какой такой школе задают домашку в первом классе по русскому на 4 часа? В первом классе нет домашнего задания.