В книге известного спортивного журналиста И.Фесуненко “Пеле, Гарринча, футбол” приводится любопытный случай. Однажды Гарринча, находившийся тогда в зените славы, был в провинциальном городке и намеренно зашел в пустовавший бар. Многочисленные посетители из аналогичного заведения напротив немедленно перебежали к незадачливому конкуренту, а стул и бокал, с которыми соприкоснулся легендарный форвард, стали реликвиями бара, обеспечившими старику-хозяину безбедное существование на годы вперед.
Вот и в некоторых новочебоксарских торговых центрах имеются, к примеру, две овощные точки с примерно одинаковыми ассортиментом и ценами. Но в одной, по наблюдениям, постоянно идет бойкая торговля, даже очереди возникают. В другой покупателей гораздо меньше, и не находится местного “Гарринчи”, чтобы их переманить у конкурента. Получается, покупатели руководствуются не только объективными соображениями (при одинаковом ассортименте и ценах и распределение посетителей по точкам должно быть аналогичным), но и в значительной степени субъективными факторами — личностью продавца, качеством обслуживания.
Один знакомый рассказывал, что никогда не пойдет еще раз покупать что-либо в то место, где работники прилавка были невежливы или просто равнодушны. Схожий пример из личного опыта: продавец, увлеченно разговаривая по телефону, с титаническим трудом обслужила покупательницу, а потом отошла от кассы подальше, продолжая беседу. Полуминутное ожидание — и следующий покупатель отбыл в другой магазин, а к любительнице телефонного трепа не заходил потом несколько месяцев.
Похожую точку зрения высказывают и многие пользователи сайта “Граней” в ходе постоянного обсуждения качества обслуживания в новочебоксарской торговле. Особенно много претензий высказывалось к продавцам торговой сети с углеводным названием.
Недавно ТАСС со ссылкой на Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при Президенте РФ сообщил, что впервые за восемь лет россияне стали тратить на продовольственные товары более половины (50,1%) доходов: налицо прискорбный факт снижения реальных доходов населения и рост бедности.
В таких условиях покупатель становится еще более разборчивым — благо в условиях рыночной экономики у него есть выбор, практически отсутствовавший в былые времена. Так что продавец, который не в силах отказаться от привычек “застойной” эпохи, рискует рано или поздно оказаться у разбитого корыта.