9 мая - День Великой Победы

Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Хождение по “окнам”

6

Казалось бы, давно канул в прошлое “ненавязчивый” (и даже очень!) сервис эпохи социализма.

И в центральной аптеке касса в одном месте, лекарства в другом. Фото Валерия Бакланова.  

Помнится, Ю.Андропов пытался реформировать сферу обслуживания и иже с ней, обязав соответствующие организации и учреждения работать в выходные дни, сделать график их деятельности удобным для населения (чтобы никому не надо было отпрашиваться с работы). Правда, с кончиной строгого генерального секретаря эти преобразования быстро сошли на нет и возродились на качественно ином уровне лишь после смены общественно-политического строя. Но порой стоит лишь копнуть чуть глубже, и под тончайшим слоем капитализма тут же обнаруживаются добрые старые могучие социалистические напластования.
Свидетельств тому предостаточно, взять хотя бы несколько “мелких случаев из личной жизни” (по терминологии М.Зощенко), приключившихся по иронии судьбы с автором этих строк на протяжении одного дня.
Так получилось, что в новогодние каникулы выпала пломба из зуба. Недалеко от дома есть частная стоматологическая клиника, но обращаться туда совершенно не хотелось: заглянул как-то в декабре и обнаружил лишь два темных коридора с несколькими запертыми дверями, единственное кресло для ожидающих очереди пациентов и отсутствие какой-либо иной информации, кроме прейскуранта с ценами, явно не соответствующими непрезентабельному виду учреждения.
Нашел объявление в “Гранях” о графике работы другой клиники, позвонил в платное отделение и был записан на прием через два дня на девять утра. В назначенный день и час появился там, но, похоже, о моем визите не подозревали. Объяснили, что нет какого-то журнала, попросили чуть подождать, чтобы разобраться. Наконец, пришла  девушка-администратор, несчастный журнал нашелся. Все понемногу разъяснилось, с получасовым опозданием уселся в кресло стоматолога. Врач извинилась за допущенный прокол, однако неприятный осадок остался.
Почему клиент, выкладывающий немалую сумму за лечение, должен забивать себе голову каким-то журналом? Если администратор приходит на работу через полтора часа после медперсонала, какое мне до этого дело? Почему заблаговременно нельзя было передать журнал одной из медсестер? Вопрос пустяковый, чисто организационный, не требующий для решения семи пядей во лбу. Однако из-за этой ложки дегтя в бочке меда настроение с утра оказалось испорченным, и вряд ли я в следующий раз обращусь в данную клинику.
Отношение к клиенту — материя тонкая. К примеру, в прошлом году затеял я замену входной двери. Организаций, изготавливающих их, предостаточно. Захожу в одну фирму, пытаюсь что-то выяснить, но слышу равнодушный ответ, что двери имеются, могу в любой момент оплатить и забрать со склада. В том же здании, на том же этаже находилась другая организация. Там разговор получился совершенно иной. Быстро обо всем договорились, расплатился, и все пошло как на мази. В тот же день они пришли на дом, замерили проем, сами привезли дверь, рекомендовали мастера, который произвел установку. Вот таким и должно быть обслуживание…
Вновь вернусь к злополучному январскому дню. Через несколько часов после стоматологической поликлиники на подоконнике в подъезде нашел извещение о заказной бандероли. Там же валялись еще несколько извещений и даже пакет с чьим-то заказным письмом. Похоже, почтальон не утруждала себя поиском необходимых почтовых ящиков. Лишь каким-то чудом извещения остались целы. Отправился в почтовое отделение, указанное в по­слании. В окне номер 5 сказали, что заказные бандероли здесь не выдают, мне нужно окно номер 7. Правда, в тот момент оно было закрыто картонкой с надписью “Обед”, а вверху было указано, что выдаются здесь ценные письма и бандероли. Противоречие. Что ж, ладно, им видней. Пришел через час, отстоял небольшую очередь в 7-е окошко и услышал, что мне нужно обратиться как раз в окно номер 5. Туда я уже не пошел, а сразу потребовал вызвать начальницу отделения, поскольку “межоконный футбол” успел изрядно наскучить.
Задача оказалась не столь простой, однако через некоторое время начальница появилась. Вежливо извинилась за своих сотрудниц: дескать, работают в праздники, устали. Однако бандероль не обнаружилась. Выяснилось, что она  вообще в другом отделении. Разговор там тоже начал с вызова начальницы, которой предъявил претензии и за разбросанные на подоконнике извещения, и за ошибочное указание номера почтового отделения. Услышав в ответ “жалкий лепет оправданья” (новенькая почтальонка), ушел домой с бандеролью под мышкой и с твердым убеждением, что все подобные организации с застойных времен не излечились от “организационного бессилия и бледной немочи” — диагноз, поставленный Бендером Воробьянинову.
Не случайно там часто приходится сталкиваться еще с одним позорным рудиментом социализма — очередями. Конечно, полностью от них избавиться сложно, однако сразу видно, когда очередь возникла из-за временного наплыва покупателей (посетителей) и быстро рассасывается, а когда она появляется из-за неудовлетворительной организации.
В 1982 году я побывал на лекции известного спортивного журналиста В.Перетурина, который рассказывал о чемпионате мира по футболу в Испании. Поразил меня один эпизод. После какого-то матча случился наплыв в аэропорту, очередь стояла уже на улице. Однако руководство аэропорта тут же нашло несколько резервных самолетов и быстро ликвидировало очередь. Такая организация дела выглядела просто фантастиче­ской (у нас в то время часами выстаивали очереди в кассах “Аэрофлота”, чтобы приобрести билеты на две недели вперед). Припоминается и статья в “Комсомольской правде” (уже во времена перестройки) с впечатлениями от советской торговли некоего японца. Тот был чрезвычайно изумлен, что продавец и кассир находятся в разных местах, из-за чего покупателям приходится дважды выстаивать в очередях.
Между прочим, такая архаичная организация обслуживания не изжита в некоторых новочебоксарских аптеках. Эх, старинушка-матушка! Как и десятилетия назад, там нужно, как правило, сначала отстоять очередь и сделать выбор лекарств (далеко не все можно разглядеть на витринах, да и консультация порой требуется). Вторая очередь — в кассу, третья — уже с чеком непосредственно за покупкой. При этом не способствуют улучшению настроения нетерпеливые выкрики самых-самых “больных”: создается впечатление, что они в любой момент прямо в очереди могут испустить дух без вожделенного флакона настойки боярышника. Поэтому такую аптеку посещаю в крайнем случае, предпочитая сделать лишних сотни две шагов и пройти в другую, где все организовано по типу мини-маркета.
Откуда же исходят все описанные организационные накладки, нервирующие потребителя? Источник их происхождения определил булгаковский профессор Преображенский, который сказал, что разруха в головах. Но справиться с ней, похоже, наше общество до сих пор не в состоянии.
Александр ПРОСВИРНОВ.