9 мая - День Великой Победы

Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Место для “Звездочки” указали бобры

13.10.2006 /
6

Неделю назад горожане сердечно поздравили с 75-летием знаменитого директора “Химпрома”, возглавлявшего предприятие с 1969 по 1994 годы, Леонида Сергеевича Шевницына. Сегодня мы публикуем продолжение беседы, которая состоялась незадолго до юбилея.

 “Вот какими мы были 30 лет назад”.  

Так, по поводу размещения на нашем предприятии опаснейшего производства боевых отравляющих веществ бывший руководитель завода с грустью заметил: “Решение об этом было принято задолго до моего появления в Новочебоксарске, и воспрепятствовать его реализации не мог бы даже мой предше­ственник Константин Иванович Кузнецов. Более того, начальником Главка тяжелого органического синтеза Минхимпрома СССР Анатолий Кузьмич Кириллов, предложивший мне директорство на химкомбинате, был назначен именно с целью организации производства мощного химического оружия.
Излишне говорить, что протестовать против решения, принятого на уровне ЦК КПСС, все равно что останавливать извержение вулкана. Вместе с тем здравый смысл подсказывал, что производство столь опасного вещества стоило затевать где-нибудь в отдаленных малонаселенных районах страны, но его разместили в центре европейской части Союза ССР, в мест­ности с высокой плотностью населения. При этом те, кто принимал решение, руковод­ствовались таким доводом: враг никогда не догадается искать столь опасное производ­ство в столь людном месте. Да еще какой чудный уголок выбрали —
устье Цивиля. Здесь гнездились огромные колонии птиц, было много рыбы”.
Леонид Сергеевич — большой любитель природы, дальних лесных прогулок. Он хорошо знал заволжские леса, и однажды ему пришла мысль по­строить пионерский лагерь на левом берегу Волги. Слух о такой задумке дошел до первого секретаря Чувашского обкома КПСС И.Прокопьева. “Леонид, не выдумывай, затевать стройку в другой республике, а потом возить детей через реку... Это очень дорого обойдется. Выбирай любое место в Чувашии и возводи хоть три лагеря”. Но в Марий Эл великолепные места, да и ГЭС скоро построят, вот и дорога будет. Не отступил директор от затеи.
Однажды собрались с заместителем начальника ОКСа Александром Уличевым, бессменным водителем Кондратом Васильевичем и поехали на левый берег к тамошнему леснику. Разыскали его, и попросил Леонид Сергеевич показать какое-нибудь красивое и удобное место для детского заведения. По дороге в Кокшамары поехали сначала обратно, затем метров 500 прошли пешком. “Вдруг я обомлел. Лес расступился, и из чащи возникло озеро с огромными вековыми соснами на берегу. А на противоположном конце лежали поваленные деревья, перегрызенные бобрами. Сели, полюбовались плодами трудов зубастых тружеников, и я сказал: здесь будет пионерский лагерь.
Работать велел с минимальным использованием машин, дабы сберечь природу, сосны. Чтобы подвести сюда электроэнергию, пришлось для марийцев построить большую подстанцию и два дома для обслуживающего персонала. За счет “Химпрома” были решены вопросы устойчивого электроснабжения Сидельникова и Кокшамар. После пуска ГЭС встал вопрос строительства дороги. Опять соседи взяли на себя оформление документации, мы — прокладку трассы. Новая проблема — куда сбрасывать нечистоты. Решили ее кардинально — построили собственные очистные сооружения.
Казалось, все в лагере есть, а купаться негде. На счастье, в Вильнюсе подсмотрел кон­струкции купален. Решили сделать из огромных труб понтоны, чтобы держали 800 человек (с большим запасом прочности). Их обили досками, спустили на озеро, соорудили внутри купальни с деревянным дном. Все получилось, как было задумано. Лучше лагеря в Чувашии не найдешь”.

Алексей МИГУНОВ.