Что изменится в России с 1 марта 2024 года

“Груша” стала яблоком раздора

17.07.2006
7

В нынешнем году, как обычно в первые выходные июля, члены турклуба “По-дорожник”, более 20 лет назад созданного на фабрике “Пике”, побывали под Самарой на 33-м Всероссийском фестивале авторской песни имени Валерия Грушина.

Вид с горы на фестивальную поляну. 

Любимцы “грушинки” — Алексей Иващенко и Георгий Васильев. 

Организаторы как всегда были на высоте. Подготовлена интересная творческая программа, где нашли себя и молодые исполнители, и мэтры, среди которых после долгого перерыва появились прославленные “Иваси” — Алексей Иващенко и Георгий Васильев. Как сказал Георгий Леонардович, автор первого российского мюзикла “Норд-Ост”, он устал бороться с чиновниками, препят­ствующими прокату спектакля по стране, отступился и нашел возможность приехать на “Грушу” со своим другом. Массу поклонников собирали и “ГраАссмейстер”, и Виктор Третьяков, и Андрей Козловский. Много оригинальных и интересных исполнителей открыла детская концертная площадка “Балалайка”. К тому же больше не существует проблемы обеспечения питьевой водой громадного палаточного города с населением около 150 тысяч человек. Пробурены скважины, сделана разветвленная система разбора, так что набрать воду во фляги и канистры можно без всякой очереди.
И все-таки проблем у фестиваля прибавляется. Заметно увеличилось число тусовщиков, приехавших на Мастрюковские озера лишь попить водки. Если днем их пьяные выходки пресекают милицейские патрули, то ночью они горланят непристойности и слоняются по лагерю без всякой опаски. Хотя контейнеры для мусора всюду расставлены в достаточном количестве и отходы вывозят регулярно, территория фестивальной Поляны выглядит захламленной.
Но не это вселяет уныние в сердца любителей авторской песни. 33-й Грушинский в нынешнем виде может стать по­следним. Печальна история фестиваля. То землю, на которой он проходит, отдают в аренду государ­ственному предприятию, пожинающему плоды самых доходных статей — работы автостоянки и торговой площади, то еще хуже: по аукциону отводят эту священную для поклонников автор­ской песни территорию и вовсе неизвестным дель­цам. Как такое могло произойти, чтобы Поляну, “напетую” тысячами голосов, согретую тысячами костров, взращенную, сбереженную организаторами — клубом имени Грушина — отдали коммерсантам?
Дело в том, что участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам конкурса, который проводит Агентство лесного хозяйства Самарской области. В этом году ГУП “Самара Гео” отказалось от дальнейшей аренды фестивальной поляны, поэтому в начале июня прошел конкурс по определению следующего арендатора. Плата за эту землю должна составлять минимум 1 млн. рублей в год. Среди пяти претендентов фирма “Мета” из Жигулев­ска предложила самую высокую ставку в 3 млн. 250 тыс. рублей, которую она должна будет выплачивать в доход области ежегодно в течение 15 лет. Грушинский клуб предложил лишь 1,1 млн. рублей.
Прежний арендатор, “снимавший” территорию Поляны с 2003 по 2006 годы, по поручению администрации Самарской области собирал сред­ства с ярмарки и автостоянки, направляя их на покрытие расходов по проведению фестиваля. Директор “Самары Гео”, имеющий полное представление о статьях доходов и расходов мероприятия, с большим скепсисом отнесся к намерениям “Меты” получить прибыль от эксплуатации  территории. Это тем более маловероятно, поскольку клуб —правообладатель бренда “Грушинский фестиваль” — не может договориться с бизнесменами.
Что же это за злой гений, купивший право аренды Поляны на 15 лет? Жигулевская фирма “Мета” занимается разработкой и реализацией диагностиче­ского оборудования для автомобилей. Планами по использованию фестивальной земли с журналистами поделился ее директор Николай Мартынов. По его мнению, здесь должны появиться кемпинг-гостиница, турбаза на сваях, оборудованные столовые, душевые, хорошие асфальтовые подъездные пути, автостоянка, постоянное электриче­ство. Словом, хотят сделать этот участок максимально комфортным, без­опасным и цивилизованным местом, где можно отдыхать не только в дни проведения Грушинского, но и круглый год. “Сколько придется платить за посещение Поляны, говорить рано, — рассуждал предприниматель, — но территория должна быть платной, несомненно”.
Огромная популярность фестиваля, стечение сюда колоссального количества людей давно не дают покоя тем, кто из любителей авторской песни пытается выжать побольше денег, получить солидную прибыль. Они полагают, что президент клуба им. В.Грушина Борис Кейльман увозит после каждого фестиваля несметные богатства. Чтобы развеять мифы о “золотых горах”, финансовый директор этой общественной организации Ирина Ерухимович предала гласности сведения из бухгалтерского баланса. За предоставление Торговому городку услуг — размещение, обеспечение водой, электриче­ством, вывоз мусора — клуб получает в среднем 1 млн. 800 тыс. рублей. Таможня, где взимается экологический сбор с въезжающего автотранспорта, приносит 1 млн. 600 тыс. рублей, с автостоянки (за охрану) собирали 120 тысяч рублей. Плюс спонсорская помощь приблизительно около 2 млн. рублей.
Расходы: провести электричество — 1,5 млн. рублей, аренда звуковой аппаратуры, ее установка, охрана, зарплата рабочим сцены — 1 млн. 300 тыс., ежегодный ввод в эксплуатацию, обследование в СЭС и консервация после фестиваля четырех водяных скважин — 150 тыс., понтонный мост — 500 тыс., уборка территории до и после мероприятия, озеленение территории и Горы — 440 тыс. Если приплюсовать приобретение призов и подарков, обеспечение работы служб скорой, МЧС, УВД, ГИМС, СЭС, транспортные
услуги, благоустройство подъезд­ных путей, вывоз мусора, всего около 40 статей расходов, то себестоимость фестиваля по самым скромным подсчетам обходится в 12 млн. рублей.
Президент клуба им. В.Грушина Борис Кейльман полагает, что территорию нужно оставить за инициатором и организатором фестиваля. Клуб — организация некоммерческая, поэтому ему с каждым годом все труднее сохранять самобытность “Груши” из-за настойчивого желания ряда предпринимателей делать деньги. В настоящее время возникла реальная угроза его существования с благородными идеями бескорыстия, моральной чистоты, романтики, свободы.
С того момента, как клуб Грушина остался без почвы под ногами (в буквальном смысле слова), “Мета” начала активную кампанию по собственному пиару. Провела конференцию с ведущими турбизнесменами, шокировав последних своими планами на фестивальную Поляну, на телевидении пыталась выставить клуб в дурном свете. Построила в преддверии фестиваля пару бесплатных туалетов. Руководитель “Меты” подумал, что купил фестиваль и даже мечтает, что авторские права, зарегистрированные клубом на проведение и организацию “Грушинки”, вдруг после покупки земли перейдут к нему!
Да, сегодня культурная ценность, которая имеет более 150 тысяч по­клонников, под угрозой. Сделать доходный балаган на Грушинском пытались многие. Не получилось — балаган не прижился, а прибыль оказалась отрицательной. Как многие культурные проекты, фестиваль убыточен. С гостей денег не берут, спонсоров все меньше, доходы несравнимы с расходами. Получается, что заниматься организацией всемирно известной “Грушинки” невыгодно, и за это берутся только энтузиасты, взрастившие фестиваль и влюбленные в него.
Участники 33-го Грушинского обратились напрямую к Президенту России В.Путину с прось­бой о включении фестиваля в программу “Культура России” с соответствующим финансированием из госбюджета.
Алексей МИГУНОВ.